Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов

Страница 5

При создании средств информатизации высшего профессионального образования рекомендуется внимательное изучение примеров программ-тренажеров, что позволит пробудить профессиональную интуицию, на основе которой разработчик сможет подобрать подходящий сценарий и содержание соответствующих образовательных электронных изданий и ресурсов.

Построение ОЭИ рекомендуется производить с учетом единой замкнутой системы управления, основанной на наличии внутренних и внешних обратных связей. Работая с образовательными электронными изданиями и ресурсами, обучаемые должны оперативно получать информацию о правильности (или эффективности) своих действий. Основной информацией, внутренней обратной связи могут стать результаты расчетов с использованием математических моделей изучаемых объектов или процессов. Рекомендуется предоставлять обучаемому дополнительную информацию, по форме и стилю изложения не зависящую от операционной обстановки и содержательного направления, которая бы стимулировала и помогала проводить вдумчивое изучение результатов расчета.

Простейшим дополнительным сообщением, которое, как показывает опыт, стимулирует интерес к анализу результатов расчета, является сообщение об оценке действий, выполненных обучаемым на этапе подготовки к расчету. Это может быть оценка правильности выдвинутой гипотезы в учебном исследовании, оценка эффективности проектного решения, оценка качества построения математической модели и т.п. Кроме оценки, учащемуся образовательным электронным изданием или ресурсом может предоставляться и определенная вспомогательная информация для анализа и коррекции принятых решений. Степень развернутости информации, помогающей обучаемому принимать рациональные решения, определяется образовательным электронным изданием по результатам оценки деятельности обучаемого.

Существенный вклад в повышение качества средств информатизации высшего профессионального образования может внести включение в состав таких средств программ-тренажеров, основанных на интерактивной машинной графике и. выполненных с учетом единых принципов построения интерфейса и использования технологических приемов. В этом случае важно учитывать, что скорость восприятия информации, представленной в графическом виде, на несколько порядков выше, чем скорость чтения и осмысления символьных данных. Применение машинной графики, особенно интерактивной, заметно интенсифицирует и повышает качество познавательной деятельности.

Разработчикам следует помнить, что применение ОЭИ позволяет автоматизировать трудоемкие рутинные вычисления, характерные профессиональному образованию, и оставить за обучаемыми только те функции, которые требуют интеллекта: функции осмысления результатов и принятия решений. При использовании образовательных электронных изданий и ресурсов в обучении количество анализируемых вариантов проекта резко увеличивается и вместе с тем увеличивается, объем накопленных знаний об объекте или процессе при неизменном времени обучения. Очевидно, что в этом случае происходит существенное сокращение времени, требуемого на выполнение одной и той же работы с применением ОЭИ, и влечет за собой расширение возможностей обучаемых по участию в большем количестве исследовательских проектов.

С целью повышения эффективности средств информатизации высшего профессионального образования рекомендуется формирование специального архива проектных задач, использование которых целесообразно в процессе использования образовательных электронных изданий и ресурсов. По каждой задаче в архиве хранятся ее исходные данные и оптимальные решения в виде, допускающем различные формы представления результатов. Архив может содержать также комментарии опытного преподавателя-проектировщика, которые могут предъявляться обучаемому по его запросу. Анализ оптимальных решений из архива, подкрепляемый комментариями опытного преподавателя, позволяет закрепить и усилить учебный эффект предшествующего самостоятельного проектирования.

Сценарий образовательного электронного издания рекомендуется разрабатывать с учетом возможности создания соревновательных ситуаций для активизации познавательной деятельности обучаемых. В таком сценарии может быть предусмотрено соревнование либо на получение наиболее рационального проекта при выдаче одинаковых заданий всем обучаемым, либо на достижение минимальной относительной разницы в критериях эффективности между эвристическими и оптимальными компьютерными решениями при выдаче различных заданий. Причем при второй форме соревнования обучаемые соревнуются с компьютером и ОЭИ, что психологически является более щадящим и более привлекательным для большинства обучаемых, чем прямое состязание друг с другом.

В средствах информатизации дополнительного образования следует предусматривать повышенные коммуникационные возможности. Таким образовательным электронным изданиям и ресурсам рекомендуется обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на единой системе коммуникаций, выстраиваемой между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким средствам, образовательные электронные издания и ресурсы смогут допускать и развивать формы общения, поощряемые с точки зрения дополнительного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Профильное обучение в старших классах как направление педагогической инновации
Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы. Разработка системы профильного обучения должна происход ...

Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиальн ...

Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru