Результатами выполнения первого шага являются:
- перечень целей создания учебных материалов, как части более широкой задачи,
- аргументированное решение о разработке средств ИКТ учебного назначения.
Выбор системы средств обучения
Следующий шаг – выбор средств обучения.
Очевидно, что есть много средств и способов для решения стоящей перед вами педагогической задачи. Разработка средств ИКТ учебного назначения – лишь одно из возможных (не обязательно лучших) решений. Надо решить, насколько их разработка оправдана в данном конкретном случае.
Для этого проводятся анализ и изучение целевой аудитории (начальная подготовка, предпочтения по использованию различных учебных ресурсов и т. п.) и ожидаемых условий обучения (в каких формах и где оно проводится), возможного содержания различных учебных материалов. В результате получается перечень показателей для оценки целесообразности cоздания электронных учебных материалов. Эти показатели можно разбить на четыре группы:
- Характеристика целевой аудитории,
- Опыт использования электронных учебных материалов в данной предметной области,
- Организационные условия,
- Содержание изучаемого материала.
Использование электронных учебных материалов оправдано, если анализ целевой аудитории показал, что потенциальные потребители материалов:
- Умеют обращаться с компьютером;
- Уже работали с электронными учебными материалами;
- Положительно относятся к использованию ИКТ;
- Готовы заниматься индивидуально;
- Не требуют постоянного «живого общения» с преподавателем;
- Не могут (не хотят) покидать свои привычные рабочие места.
Анализ целевой аудитории помогает определить, в какой мере надо индивидуализировать обучение. Электронные учебные материалы становятся привлекательным педагогическим средством. Если контингент обучаемых достаточно не однороден и различается:
- По уровню начальной подготовки в данной предметной области;
- По уровню владения языком;
- По общему культурному уровню и психологическому развитию;
- По индивидуальным стилям обучения (что очень типично).
Убедительными доводами в пользу разработки электронных учебных материалов служат опыт использования аналогичных учебных материалов схожих предметных областей и возможность использовать (приспособить) уже имеющиеся разработки.
Среди организационных доводов в пользу использования электронных учебных материалов обычно приводят следующие:
- Учащиеся разбросаны на большие территории, их трудно собирать в одном месте;
- Требуется быстро подготовить большое число людей (при недостатке преподавателей);
- В течение продолжительного времени требуется нерегулярно обучать отдельных людей (например, при постоянном обновлении персонала в территориально разнесенных производственных участках);
- Обучаемых нельзя временно освободить от текущей работы на время обучения.
Если в ходе анализа содержания обучения выясняется, что содержание обучения связано с использованием ИКТ или включает в себя овладение знаниями /умениями/ навыками. Требующими обработки разветвлённой последовательности действий, это может стать решающим доводом в пользу разработки компьютерной обучающей программы. Если учащиеся не знакомы с ИКТ, а наша цель – перейти к работе с компьютерами, это может стать веской причиной за использование электронных учебных материалов.
Познавательно о обучении:
Краткая характеристика организации ДОУ №10
Муниципальное образовательное учреждение №10 расположено по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Свободы, 60. Основан детский сад в 1975 году. Педагогический коллектив ДОУ №10 города Красноуфимск стабильный: 90% педагогов работают в детском саду более пяти лет, из них 11 имеют высшую ...
Дидактическая игра, как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников
Как уже говорилось больше, ведущим видом деятельности для младших школьников является преподавание, потому следует находить способности повышения их энергичности в этом процессе, что станет содействовать не лишь улучшению свойства общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию функциона ...
Реализация структурных элементов урока информатики
с учетом методов психологического воздействия
Прежде, чем говорить о реализации методов психологического воздействия, определим понятия «урок» и «структура урока». Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит, познавательной коллективной и иной деятельностью ...