1. Начните урок с образца предыдущего материала. Обучаемые лучше включаются в работу над материалом, если в начале каждой новой темы показать ее связь с предыдущим материалов. Напомните основные положения предыдущего урока и покажите, как они связаны с новым материалом, который только предстоит изучать.
2. Представляйте каждое занятие кратким описанием плана занятия и ожидаемых результатов. Все условия разработчиков учебных материалов напрасны, если обучаемые поло понимают, что от них хотят. Старайтесь начать с изложения целей и плана занятия. Обратите внимание учащихся на то, что они усвоят в результате своей работы.
3. Излагайте материал сжато, точно, в простой и непринужденной форме. Используйте простой и ясный язык. Старайтесь сформулировать как можно точнее. Дайте логичные (естественные) от одной посылки к другой. Избегайте возможные отступления от принятой логики изложения темы.
4. Старайтесь всегда привести пример и продемонстрировать положения урока. Компьютер позволяет не только предложит учащимся текст, рисунок, аудио- и/или видеозапись. Можно включить в материал последовательную демонстрацию излагаемых положений, позволить обучаемым самим выполнять соответствующие действия, выражать свои оценки и суждения.
5. Старайтесь задавать такие вопросы и задачи, которые посильны учащимся. Занятия идут эффективнее, если учащиеся чувствуют продвижение по курсу. «Я понял! У меня получается». Желательно формировать и поддерживать это ощущение. Пользуйтесь для этого возможностями индивидуализировать обучение, которые представляет компьютер.
Тон изложения материала.
Придерживайтесь нейтрального делового тона, при изложении материла. По возможности не отвлекайте обучаемого примерами, аналогиями и подробностями, которые не связаны непосредственно с целями изложения. Избегайте иронии и сарказма. Будьте сдержаны, доброжелательны и не фамильярны.
Для связки (перехода) между отдельными разделами используйте повествовательные предложения. Избегайте риторических вопросов.
Всегда приводите примеры верных ответов и избегайте включать в текст сценария примеры неверных ответов. В нижеследующей таблице приведены примеры удачных и неудачных обращений к обучаемому. Заметьте, что вам легче запомнятся отрицательные примеры. То же самое происходит и с обучаемыми.
Примеры обращений и связок.
Удачные формы обращения и связки |
Неудачные формы обращения и связки |
«Вы правы. До луны действительно ближе, чем до Марса. Перейдите к следующему упражнению». «В предыдущем разделе вы познакомились с удачным примером обращения. Теперь перейдем к связкам». |
«Отлично! Вы действительно смыслите в астрономии. Посмотрим, сможете ли вы, так же просто справится со следующим вопросом». «Вы знаете, как не следует обращаться к обучаемому. Не хотите ли узнать, как рекомендуется делать связки»? |
Минимизируйте использование специальных эффектов (переливание цвета, движущиеся иконки, звуки и т.п.). Цель специальных эффектов – привлечь внимание обучаемых. Составьте для своего курса свой специальный «словарь» и припишите постоянную функцию каждому спецэффекту. Старайтесь не использовать их для других нужд.
Старайтесь не использовать стереотипные образы типа «крутой начальник», «пикантная секретарша» и пр. Попытайтесь найти персонажей, которые несут в себе дополнительный скрытый смысл, отвечающий целям вашей учебной программы.
Стиль подачи материала.
Всегда пользуйтесь стандартным шрифтом и стандартным набором символов. Между разработчиками КОП должно быть письменное соглашение обо всех используемых шрифтах, сокращениях, спецсимволах, и его необходимо строго придерживаться.
Вводите Каждую Новую Аббревиатуру (КНА) в явном виде, и лишь после этого используйте её, как сочтете нужным. Приводя перечисление, пользуйтесь специальными символами для их выделения. Если важен порядок их появления, пользуйтесь номерами.
Избегайте обращений, связанных с полом учащегося (если это не дается специально). Помните: с электронными учебными материалами будут работать учащиеся любого пола.
Познавательно о обучении:
Особенности социализации детей – сирот
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности ...
Формирование гражданского воспитания во внеклассной
работе
Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивиду ...
Обмен нуклеотидов и его нарушения
Нуклеотидами называются соединения, состоящие из азотистого основания, углевода-пентозы и фосфорной кислоты. Примером может служить уридиловая кислота: В типичном нуклеотиде связь между атомом "N" цикла и первым атомом углерода пентоза - b-N-гликозидная, а связь между остатков фосфорной к ...