Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Новая педагогика » Развитие речи дошкольников » Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Страница 6

К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (рис. 3) (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.

Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)

— А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)

— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

— Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

— К нам приходит с письмом

Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)

— Служит дорогой отчизне

Старший брат.

Охраняет наши жизни.

Он . (солдат).

Различные способы образования глаголов закрепляются в играх “Добавь слово”, “Кто что делает”, “Кто больше назовет действий”, “Что делают на музыкальных инструментах?”, “Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? строитель?”. В игре “Что? Где? Когда?” задаются вопросы в трех вариантах: “Что вы делаете дома, на улице?”, “Где вы играете, спите, умываетесь?”, “Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?”. Такие задания можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.

При работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение. Например, в игре “Что умеет делать Гена?” взрослый начинает: “Гена умеет . пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)”. Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу и используя разные средства связи.

Развитие связной речи происходит на занятиях по пересказу литературных произведений, во время рассказывания об игрушке и по картине, когда в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию.

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия, а затем они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры “Узнай по описанию”, “Угадай, кто это?”, “Какая это игрушка?”. Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке (игры представлены выше).

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки (ее свойств, качеств и действий), на назначение хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Сначала взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. При описании предмета он сначала называется (Это . зайчик), затем раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета, а также его действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). Для описания широко используется совместное рассказывание. Взрослый начинает предложение, ребенок его заканчивает: “Это . (лиса). Она . (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая). У лисы (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит . (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится . (играть с этой игрушкой)”.

Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа. Надо развивать у них умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец), активизировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения или движения: спросил — ответил, попросил — сделал, побежал — догнал), так как глагол является основным средством развития сюжета.

“Расскажем про Олю и зайчика”

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.

Воспитатель предлагает рассказать про Олю: “Как-то раз Оля . (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она . (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой . (мячи, прыгалки). На полянке . (они увидели зайчика), который . (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг . (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле . (стало очень весело)”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следую ...

Методы восстановления при гностических нарушениях детей-билингвов
Соматогностические нарушения 1. «Тактильное домино» Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые, например: справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа – ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п ...

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru