Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Новая педагогика » Развитие речи дошкольников » Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Страница 7

“Игры-инсценировки с игрушками”

Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.

Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках “Заюшкина избушка”, “Теремок” можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке “Коза с козлятами” в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.

Формированию умений видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности (мальчик строит — собирает игрушки; дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: “Скажи, что делает . (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом”.

“Добавь слово”

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание: — Оля проснулась и . (стала умываться).

Коля оделся и . (побежал гулять).

— Он замерз и . (пошел домой).

— Стали они играть . (с зайчиком).

— Зайчик испугался . и (побежал, спрятался)

— Девочка обиделась и . (ушла, заплакала).

В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.

Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений (“Пошел зайчик . Там он встретил . Они стали .”), а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.

В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок (“Волк и козлята”, “Маша и медведь”, “Заюшкина избушка”); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

“Козлята и зайчик”

Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

Сначала надо вспомнить сказку “Козлятки и волк”. Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: “Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький . (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: . (“Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик”). Козлята . (впустили зайчика). Они угостили его . (капустой, морковкой). Поели малыши и стали . (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл . (на барабане). А козлята . (весело прыгали)”.

Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Например, приходит кукла с воздушными шарами, и составляется рассказ “Как у Гали улетели шары”, или идет Мишутка с лыжами и перевязанной лапой, а рассказ называется “Как Мишка учился на лыжах кататься”. Основная линия сюжета намечается взрослым: “Гале подарили . (воздушные шары). Они были . (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла . (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул . (сильный ветер). Галя не удержала . (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал . (ее друг). Он спросил: “Ты что плачешь?”. Галя ответила: “Беда случилась, шары улетели”. Мальчик успокоил Галю и сказал: “Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу”.

Для поддержания интереса к играм-инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных расцветок и размеров; белочка, сосна, шишки, грибы, зайчик, медвежонок. После рассматривания игрушек взрослый предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.

Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством взрослого и проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Можно предложить ребенку короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (“Наступила . Ребята . Они стали . И вдруг . Тогда .”; “Однажды дети . Видят . Они говорят ему . И тогда .”).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Обмен углеводов и его нарушения
Углеводы составляют незначительную часть общего сухого веса тканей человеческого организма - не более 2%, в то время как на белки, например, приходится до 45% сухой массы тела. Тем не менее, углеводы выполняют в организме целый ряд жизненно важных функции, принимая участие в структурной и метаболич ...

Конспект урока по теме: "Россия: путь к правовому государству"
Цели урока: после урока учащиеся смогут назвать даты принятия советских Конституций, перечислить присутствующие в них признаки правового государства; продолжить формирование навыка критического мышления; определить и аргументировать свое мнение по вопросу о наличии в современной России правового го ...

Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru