Скажи по-другому! Часы идут . (ходят). Мальчик идет . (шагает). Снег идет . (падает). Поезд идет . (едет, мчится). Весна идет . (наступает). Пароход идет . (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел . Девочка ушла . Люди вышли . Я пришел . Саша идет медленно, а Вова идет . Можно сказать, что он не идет, а .
“Кто это ползет?”
Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.
Отгадайте загадку: “Кто это ползет, на себе свой дом везет?”.
Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: “Глаза на рогах, а домок на спине”.
— В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т.Волжиной “Где чей дом”:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом.
Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: “Я так тихо мчалась, так медленно неслась”. Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Улитка стала загадывать детям лесные загадки: “Колючая, маленькая — это ежик или елочка? Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?”
— Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.
В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет . шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лися-та — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов (“Почему грибы называют . подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? .шапку — ушанкой . цветок — подснежником?”).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона “карр-карр” — каркает, петух “кукареку” — кукарекает, поросенок “хрю-хрю” — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).
Познавательно о обучении:
Изучение развития детей группы компенсирующей направленности
Списочный состав детей экспериментальной группы экспериментальная группа «звездочки» № п/п Имя Ф. Возраст Заключение Арина Х. 6 Дислалия Лилия Я. 5,5 Дислалия Альбина Х. 5,6 Дислалия Ильнур Ш. 5,6 Дислалия Марат С. 5,8 Дислалия Денис И. 5,11 Дислалия Данис Ш. 5,9 Дислалия Карина Ф. 5,6 Дислалия Аму ...
Вопросы для диагностики качества подготовки и реализации сценария урока
Учителю необходимо уметь обосновать и оценить самому: 1. Учебные цели урока, его этапов, отдельных видов работ учащихся по формированию у них системы знаний. (Дифференцировано). 2. Цели формирования целостных ориентаций (воспитательные — в узком значении слова). З. Задачи интеллектуального развития ...
Метод моделирования как средства развития связной речи у старших
дошкольников
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, в ...