Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни

Новая педагогика » Развитие речи дошкольников » Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни

Страница 3

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

— Закончите предложения: “Ты ежа не трогай лучше, потому что он . (колючий). Лиса потрогала ежа и . (укололась)”.

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат . (короткие и тонкие).Иглы на елке еловые, а на сосне . (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

“Кого можно гладить”

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом “гладить”.

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана .

“Шишка”

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова “шишка”.

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?— Подбери к слову “шишка” складные слова (“малышка”, “мышка”, “мишка” .). Вспомните стихотворение про мишку. (“Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”.)

— Про кого эта загадка? “Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается”. (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла . (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом “игла” (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

“Ручка—ножка”

Цель: познакомить с разными значениями слов “ручка”, “ножка”.

Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)

— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.

— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы . За ручку можно .

— А какие предметы мы называем словом “ножка”?

— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

“Как сказать по-другому?”

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Анализ и интерпретация результатов диагностики
Специфика развития воображения у детей с ОНР 2 – 3 уровня младшего школьного возраста. Качественные особенности воображения мы изучали с помощью четырех методик: «Дорисовывания фигур», «Солнце в комнате», «Изучение воссоздающего воображения», «Исследование индивидуальных особенностей воображения». ...

Особенности проведения уроков по химии с историческим содержанием
Существуют различные формы организации деятельности учащихся – это внеклассные и факультативные занятия, домашние задания, семинарские занятия и т.д. Основной формой организации учебной деятельности является - урок. Известно множество классификаций уроков: по основному этапу (введение, первичного о ...

Экономическое образование в СССР
Экономическое образование в СССР, подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности. Возникновение экономических учебных заведений связано с развитием промышленности и торговли. В ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru