Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (“дерево”, “металл”, “пластмасса”, “стекло”), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
“Что вы видите вокруг?”
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
— Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
— Что означают слова . “мяч”, “кукла”, “ручка”?
— У меня в руке . ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово “ручка”, обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово “ручка” (показываем на дверную ручку)? (“Ею открывают и закрывают дверь”.)
— Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой “Плим”:
Ложка — это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.
Кошка — это кошка. Я повторяю снова —
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет —
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.
Шапка — это шапка. И ничего не значит Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
“Скажи, какое”
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
— Послушай стихотворение М.Щеловановой “Утро”:
Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,
Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце
И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.
О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,
безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: “Папа, иди шепотом”, “Это я проснул сестричку”, “Я ботинки наизнанку надел”. Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
“Найди точное слово”
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
Узнай, о каком предмете я говорю: “Круглое, сладкое, румяное — что это?” Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный . (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон . (кислый). Весной погода теплая, а зимой . (холодная).
Познавательно о обучении:
Социально–педагогическая деятельность в ДОУ для детей с ЗПР
Должность социального педагога совсем недавно появилась в штатном расписании дошкольного учреждения. Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состо ...
Методика проведения и результаты экспериментальной работы по апробации
основ преобразовательной деятельности учащихся, разработанных на уроках
технологии
Цели экспериментальной работы: - провести экспериментальное исследование на развитие политехнических знаний, умений и навыков по разделу «Технология обработки конструкционных материалов»; - провести диагностику усвоения материала; - закрепить полученные знания, умения и навыки. Гипотеза: При обучен ...
Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования
Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспита ...