После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах - Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.
После 1858 года развитие новых всесословных открытых женских учебных заведений пошло по двум линиям – в рамках Ведомства учреждений императрицы Марии и под эгидой Министерства народного просвещения.
Новое Положение о женских училищах было утверждено Александром II 10 мая 1860 года. Это Положение делало существеннейший шаг в направлении расширения общественного участия в деле женского образования, формирования самого этого образования как общественно-государственной структуры.
Именно в новой всесословной открытой женской школе в конце 1850 – начале 1860-х годов наиболее ярко и результативно проявила себя общественная образовательная инициатива. Именно здесь впервые народились государственно-общественные органы управления школой в лице попечительных советов. И именно в женской школе эти советы получили наибольшие права.
По учебной части Положение 1860 года устанавливало два нововведения. Оно расширяло учебный курс женских училищ и предоставляло педагогическим советам право вводить дополнительные необязательные предметы. Но главное, оно предусматривало создание приготовительных классов при женских училищах и дети, не имевшие возможности получить первоначальное образование дома, теперь могли получить его в приготовительном классе женских училищ.
Эти позитивные моменты Положения о женских училищах 10 мая 1860 года сыграли значительную роль в ускорении и расширении развития женского образования в России. После издания этого Положения открытие новых женских министерских училищ пошло достаточно быстрыми темпами. К 1860 году таких училищ было 22, в год издания Положения число этих училищ возросло вдвое. 1861 год дал рекордное число вновь учрежденных женских училищ – 32.
В своем историческом развитии средняя женская школа России прошла несколько основных этапов.
Первый этап – становление и первоначальное развитие отдельных учреждений женского образования, выстраиваемых в русле образовательной концепции «просвещенного абсолютизма» – «формирование новой породы отцов и матерей». Этот этап охватывал вторую половину XVIII века и шел с постепенным угасанием к концу века.
Второй этап охватывал первую четверть XIX столетия и характеризовался радикальной сменой вектора женского образования. Концепция Екатерины II – И.И. Бецкого получает отставку. На смену ей приходит узко-прагматическая направленность женских институтов – на подготовку «жены и матери семейства», внедряемая супругой покойного Павла I, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Господствующим принципом здесь становится абсолютная сословность в образовании.
Третий этап развития среднего женского образования во второй четверти XIX века шел в русле николаевских образовательных реформ, с их стремлением к введению единообразия, унификации всего и вся, ужесточению правительственного контроля над образованием, усилению сословного принципа в школьном деле.
Четвертый этап эволюции женского образования совпадает с «эпохой великих реформ», неотрывной частью которых стали радикальные реформы в образовании. В этот период в результате реформирования женской школы и создания новых ее компонентов происходит окончательное складывание, формирование системы среднего женского образования, которая вступает в новую полосу, новый жизненный цикл своего развития.
Познавательно о обучении:
Описание проведения занятий и анализ эффективности использованных методов
Занятия были проведены в средней и старшей группах дошкольного учреждения. Список детей средней группы: Никитин Влад; Берестень Оля; Петрушина Лиза; Макаров Иван; Падалец Женя; В течение проведения занятия все дети данной группы были активны, с интересом включились. Сказка, предложенная для драмати ...
Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следую ...
Роль учебных предметов в формировании
нравственно-эстетического отношения к природе
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понима ...