Видео является великолепным дополнительным материалом при изучении английского языка, так как оно максимально приближено к языковой реальности. Видео заключает в себе зрительные образы и нужный аудиоматериал, что делает процесс запоминания эффективным и легким. Видео может использоваться на уроке для ознакомления и изучения нового материала, а также для повторения.
Существует несколько видов видеоматериалов, представим данные, полученные при анализе работ Роговой Г.В., Соколовой Е.Н., Филатова В.М. в обобщенной таблице 1.
Таблица 1
Виды видеоматериалов |
Плюсы |
Минусы |
Аутентичное (оригинальное) видео: Художественные фильмы, Мультфильмы, Документальное кино, Новости, Интервью, Шоу, Реклама |
Реалистично Интересно Оригинально Натурально Общедоступно |
Ориентировано большей частью на подготовленных учеников\студентов Нет дополнительных материалов к такому видеоматериалу (учебников и упражнений) |
2. Видео, предназначенное для обучения иностранному языку: Курсы языка Практика аудирования Бизнес курс |
Адаптировано к определенному уровню Упор на определенную лексику грамматический материал Идет совместно с учебниками и упражнениями Учитываются временные рамки |
Не вполне реалистично Может быть скучным Дорого Быстро устаревает |
Способы воспроизведения видеозаписей:
Картинка со звуком
Картинка без звука
Звук без картинки
Беспрерывное воспроизведение
Воспроизведение с паузами
Воспроизведение с субтитрами
Без субтитров
Работа с языком на базе видеоматериалов:
грамматика:
времена английского языка
предлоги
согласование времен
аудирование:
общий пересказ
специфическая информация (имена, даты, числа)
говорение:
обсуждение (перед\ во время\ после – высказывание мнения, инсценировка, ролевая игра и т.д.)
предсказание (угадать концовку, главную тему и т.д.)
словарь (описание - обстановка, люди, объекты)
чтение:
субтитры
письмо:
изложение
репортаж журналиста
критическая статья
Работа с любым видеоматериалом предполагает 3 этапа деятельности:
- предфильмовый;
- прифильмовый;
- послефильмовый.
Цель первого этапа – ввести учащихся в эмоционально-смысловую атмосферу фильма, создать мотивацию для его просмотра. Для этого могут быть использованы следующие упражнения:
- сообщение-беседа учителя о фильме и поднятых им проблемах;
- предположение учащихся, о чем будет фильм;
- ассоциограмма по теме фильма.
Цель второго этапа – уяснение учащимися содержания, темы фильма, активизация речемыслительной деятельности учащихся. Виды упражнений:
- стоп-кадр (остановка фильма, вопрос “What are they talking about?”);
- “молчаливый просмотр” (показ части фильма без звука, учащиеся должны догадаться, о чем говорят персонажи);
- угадывание дальнейшего хода событий;
- задание “дописать сценарий”;
- ролевая игра (распределить роли и разыграть сцену из фильма);
- прослушивание без просмотра (выключить изображение, слушая звук, рассказать, что происходит на экране);
- восстановить текст (по ходу просмотра заполнить пропуски в написанном на доске тексте);
- пересказ просмотренной части (одна половина класса смотрит эпизод и передаёт содержание другой половине класса).
Цель третьего этапа – организация речевой творческой деятельности учащихся.
Виды упражнений, направленных на обучение говорению:
- обсуждение фильма в целом;
- упражнение на восстановление пропущенной реплики диалога из фильма;
- этюдная работа с приемами актерского озвучивания;
- фальшивая информация;
- критика фильма;
- персонализация;
- сочинить продолжение фильма;
- реклама фильма.
Выбор видеоматериала для занятия по иностранному языку зависит, главным образом, от уровня обучаемых. Один и тот же рекламный ролик, например, может быть использован на разных уровнях обучения, только цель и задачи его использования будут разными. Среди видеоматериалов используемых на занятиях по иностранному языку можно выделить:
- Отрывки фильмов
- Учебное видео
- Репортажи
- Тележурналы
- Документальные фильмы
- Музыкальные клипы
- Рекламы
- Мультфильмы
Оптимизация процесса обучения говорению, как и повышение мотивации обучаемых, являются важными задачами преподавателя.
Познавательно о обучении:
Нарушения грамматического строя речи
Как показали исследования многих авторов (В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилов, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева), у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих задани ...
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...
Особенности употребления имен прилагательных школьниками с
интеллектуальными нарушениями
Имя прилагательное играет немаловажную роль в нашей речи: оно обозначает различные признаки предметов и этим самым делает высказывания более точными и конкретными. Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для развития речи учащихся. Современн ...