Механизмы психологических защит

Страница 2

"Рационализация - защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения". Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы. Подобные попытки могут восприниматься как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности.

"Реактивные образования - это очень интересный и знакомый многим из житейской практики механизм". Суть его состоит в трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот симпатия, может быть, даже любовное увлечение демонстрируются как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность.

И наконец, "регрессия - психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регрессия - это возврат личности от высших форм поведения к низшим". Таким образом, взрослый человек в сложных условиях стремится избежать внутренней тревоги, потерять чувство самоуважения.

Имеются и другие механизмы психологической защиты человека. Они применяются для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности. Однако не следует думать, что они нужны только специалистам-психотерапевтам, их активно используют и педагоги, они неосознанно применяются почти каждым человеком. Знание механизмов психологической защиты помогает нам работать со своим сознанием и понимать их проявления в поведении и сознании других людей.

Страницы: 1 2 

Познавательно о обучении:

Основные понятия и принципы сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребёнку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специали ...

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...

Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru