Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности

Новая педагогика » Психологическая защита личности у педагогов: экспериментальное исследование » Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности

Страница 2

По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными - проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

Итак, с помощью данной методики опросника Плутчика-Келлермана-Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной групп.

Базой для исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №149 г. Челябинска. В рамках экспериментальной работы нами было проведено психодиагностическое исследование. В диагностическом процессе приняло участие 15 человек (12 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 23 до 55 лет. Преимущество женского пола характерно для данной профессиональной аудитории.

Целью нашего эксперимента - определить ведущие психологические защитные механизмы педагогов.

Объект исследования - преподаватели 23-55 лет муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №149 г. Челябинска.

Для того чтобы определить ведущие механизмы психологической защиты педагогов, мы протестировали испытуемых по тест-опроснику "Индекс жизненного стиля" (ИЖС) Плутчика-Келлермана-Конте и получили следующие результаты. Общеизвестно, что методика ИЖС используется для определения ведущих психологических защитных механизмов по 8-ми основным шкалам: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивное образование, или гиперкомпенсация.

Как показало данное исследование, у наших испытуемых психологическая защита слишком интенсивна: обнаружилась выраженность активности механизмов более 50% по некоторым шкалам. Как мы отмечали выше, нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40-50%.

Проанализировав данные психологической диагностики, мы составили таблицу 1 наиболее используемых механизмов психологической защиты в педагогической деятельности и представили их процентное соотношение диаграммой.

Таблица 1

Наиболее используемые механизмы психологической защиты

Механизм

психологической защиты

Количество испытуемых,

использующих МПЗ

Количество испытуемых,

использующих МПЗ (%)

Вытеснение

6

40

Регрессия

14

90

Замещение

15

100

Отрицание

6

40

Проекция

15

100

Компенсация

15

100

Гиперкомпенсация

9

60

Рационализация

15

100

Диаграмма

Процентное соотношение наиболее используемых механизмов психологической защиты в педагогической деятельности

Итак, мы выяснили, представленные механизмы психологической защиты личности, так или иначе, присутствуют в педагогической деятельности, и нет какого-либо одного ведущего механизма. Однако наиболее используемыми, по данным нашего исследования, являются регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Фотоприемники на основе внешнего фотоэффекта
К фотоприемникам на основе внешнего фотоэффекта относятся вакуумные приборы: фотоэлементы (ФЭ) и фотоэлектронные умножители (ФЭУ). Спектральный диапазон вакуумных ФП зависит от материала фотокатода. Наиболее широко распространены приборы с сурьмяно-цезиевыми мультищелочными и серебряно-кислородно-ц ...

Основные приоритеты в области биологического образования
Новая социокультурная ориентация школьной биологии предполагает развитие у учеников творческих способностей. Для этого необходимо ознакомление с самой структурой знаний, построение философско-методологических и теоретических стержней, обеспечивающих поиск проблем, открытия, озарения, интеллектуальн ...

Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования
Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспита ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru