Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности

Новая педагогика » Психологическая защита личности у педагогов: экспериментальное исследование » Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности

Страница 2

По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными - проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

Итак, с помощью данной методики опросника Плутчика-Келлермана-Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной групп.

Базой для исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №149 г. Челябинска. В рамках экспериментальной работы нами было проведено психодиагностическое исследование. В диагностическом процессе приняло участие 15 человек (12 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 23 до 55 лет. Преимущество женского пола характерно для данной профессиональной аудитории.

Целью нашего эксперимента - определить ведущие психологические защитные механизмы педагогов.

Объект исследования - преподаватели 23-55 лет муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №149 г. Челябинска.

Для того чтобы определить ведущие механизмы психологической защиты педагогов, мы протестировали испытуемых по тест-опроснику "Индекс жизненного стиля" (ИЖС) Плутчика-Келлермана-Конте и получили следующие результаты. Общеизвестно, что методика ИЖС используется для определения ведущих психологических защитных механизмов по 8-ми основным шкалам: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивное образование, или гиперкомпенсация.

Как показало данное исследование, у наших испытуемых психологическая защита слишком интенсивна: обнаружилась выраженность активности механизмов более 50% по некоторым шкалам. Как мы отмечали выше, нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40-50%.

Проанализировав данные психологической диагностики, мы составили таблицу 1 наиболее используемых механизмов психологической защиты в педагогической деятельности и представили их процентное соотношение диаграммой.

Таблица 1

Наиболее используемые механизмы психологической защиты

Механизм

психологической защиты

Количество испытуемых,

использующих МПЗ

Количество испытуемых,

использующих МПЗ (%)

Вытеснение

6

40

Регрессия

14

90

Замещение

15

100

Отрицание

6

40

Проекция

15

100

Компенсация

15

100

Гиперкомпенсация

9

60

Рационализация

15

100

Диаграмма

Процентное соотношение наиболее используемых механизмов психологической защиты в педагогической деятельности

Итак, мы выяснили, представленные механизмы психологической защиты личности, так или иначе, присутствуют в педагогической деятельности, и нет какого-либо одного ведущего механизма. Однако наиболее используемыми, по данным нашего исследования, являются регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Организация работы педагога-воспитателя
важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития ...

Изучение развития музыкально-творческих способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности
Анализ использования разных видов непосредственно образовательной музыкальной деятельности 1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности — слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре н ...

Понятие стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональ ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru