Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности

Новая педагогика » Психологическая защита личности у педагогов: экспериментальное исследование » Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности

Страница 3

Из диаграммы мы видим, что наши испытуемые активно используют в качестве психологической защиты регрессивные механизмы. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм защиты, предполагающий снятие тревоги через переход на другие, более ранние стадии развития, т.е. другое, детское, инфантильное поведение. В трудных ситуациях это слезы, сон в больших количествах, варианты ухода от реальности с помощью игр, виртуальности и т.д.

Также активно используется такой защитный механизм как замещение. Иногда его называют смещением. Оно проявляется в разрядке подавленных эмоций (чаще враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные для субъекта защиты, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать конфликт с ним, переносится на другого человека, более доступного и неопасного. Замещение разрешает эмоциональное напряжение, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели.

Это механизм очень интересен в условиях педагогической деятельности, т.к. чаще учитель пользуется подобной разрядкой не на уроках, а приходя домой. Все накопленные негативные эмоции от общения с учащимися переносятся на собственных детей, или конфликт с коллегами может отразиться на супруге.

По данным нашего исследования, педагоги используют проекцию. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые для личности мысли и чувства локализуются вовне, приписываются другим людям. Например, агрессивность нередко приписывается другим людям, чтобы оправдать свою собственную недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Человек постоянно приписывает другим собственные стремления. Реже встречаются другая проекция, когда человек значимым лицам приписывает позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантам именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя.

Механизм компенсации в педагогической деятельности проявляется часто, видимо в силу особенностей профессии. Учитель всегда должен быть идеальным примером для ученика, и потому попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другими качествами. Возможно, педагоги использую данный механизм для соответствия своей социальной роли и мнению большинства о ней. Чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе достоинств, свойств, ценностей, поведенческих характеристик других людей. При этом заимствованные чувства, мысли или установки принимаются без анализа и переструктурирования, и поэтому не становятся частью самой личности.

Очень радует, что педагоги интенсивно используют механизм защиты под названием интеллектуализация. Его часто называют рационализацией. Это зрелый механизм защиты, благодаря которому личность создает логические, псевдоразумные объяснения своим поступкам, действиям, переживаниям.

Таким образом, мы видим, что механизмы психологической защиты свидетельствуют о наличии личностных проблем, конфликтов, противоречий педагогов, что является фактором развития "эмоционального выгорания" - специфического механизма психологической защиты в педагогической деятельности. Причем активное их использование свидетельствует об общей напряженности всех защит. Мы рассчитали общую напряженность также с помощью методики опросника Плутчика-Келлермана-Конте, полученные результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

Общая напряженность защит личности

Ф. И.О.

ОНЗ (%)

1

Базымова Д.А.

50%

2

Гордеева Е.А.

52%

3

Григорьева Т.А.

57%

4

Давыдова Д.И.

50%

5

Клушева А.А.

49%

6

Коробова К.Г.

57%

7

Кузнецова Н.В.

52%

8

Ларина Л.Д.

57%

9

Лебедева К.С.

54%

10

Магадеев В.Ф.

52%

11

Мешков И.В.

49%

12

Новикова Л.В.

54%

13

Порошина Т.И.

51%

14

Усов И.И.

48%

15

Хасанова А.С.

49%

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Виды игры в экологическом воспитании дошкольников
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерс ...

Планирование коррекционной воспитательно-образовательной работы с детьми
Перспективный план на Февраль Взаимодействие с педагогами Цель : Создание единого коррекционно-развивающего пространства Взаимодействие с детьми Цель : Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция. Взаимодействие с родителями Цель: Установлен ...

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru