Принципы педагогического взаимодействия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Принципы педагогического взаимодействия

Страница 2

Как же можно определить содержание понятия «педагогическое общение»? Какие представления, ассоциации стоят за каждым из его составляющих?

Словарные статьи в определении понятия «общения» выделяют главные смыслообразующие слова – взаимосвязь, взаимодействие:

«взаимные отношения, деловая, дружеская связь» (Толковый словарь);

«способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми» (Философский словарь);

«форма взаимодействия людей» (Социологический словарь).

«Способы взаимосвязанных отношений» – совместного действия, обмена мыслями, чувствами – достаточно многообразны. Это могут быть межличностные отношения или групповые, деловые или дружеские и т.п. В любом случае это проявление процессов, происходящих между людьми и в той или иной мере социально обусловленных: «Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости» [А.А. Леонтьев, 6, 16]. Общение – необходимое условие и составной элемент любой деятельности человека, в первую очередь – деятельность коллективной.

Как изменяется содержание основного понятия уточнением сферы общения – педагогическое? Используйте алгоритм определения: запишите в столбик слова, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемых понятия:

педагогическое общение

ученик сотворчество

обучение (см. выше)

результативность и т.д.

Выберите из них 4-5, которых на ваш взгляд наиболее подходят для выражения сущности понятия «педагогическое общение» как его признаки.

А теперь познакомьтесь со следующими дефинициями.

Первым следует назвать определение термина, предложенное А.А. Леонтьевым и звучащее так: «Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения…, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

З.С. Смелкова предлагает более лаконичное определение термина: педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащегося, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитывающий эффект совместной коммуникативной деятельности ».

Достаточен ли такой перечень признаков? Какой вариант определения можете предложить вы, опираясь на выделенные вами ключевые слова-ассоциации?

Каково значение педагогического общения?

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение .

Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышления.

Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к введению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу – способствует созданию школьником своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействия исходя из его представлений.

Профессионально-педагогическое общение – феномен сложный. Подчиняясь общим закономерностям общения, он имеет определенную структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса.

Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально- педагогического общения .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

За роялем без слез, или я – детский педагог
Татьяна Гальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёх летнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт–Петербурга. Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила ...

Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства
Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас. 1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства 2. Совершенствование педагогической техники Проверка теоретических знаний Педагогическая техника ...

Понятие стиля саморегуляции и особенности саморегулирования деятельности
Я уже указывал выше, что во время занятий, наблюдая за учениками, я видел различия в процессах планирования, программирования, моделирования ребенком своей деятельности, а также разным оценивание ее результатов, у детей с различной степенью выраженности агрессии. А также как все эти процессы являют ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru