Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Рассмотрите невербальные средства общения с помощью таблицы 7.
Как вам сейчас могут пригодиться знания методов, приемов, средств педагогического воздействия и взаимодействия.
Опираясь на вредные советы Г. Остера, составьте рекомендации для учителей «Как не нужно общаться с учениками» (методом от противного).
Как вы думаете, насколько эффективен такой учитель в жизни? Почему у детей может пропасть интерес, желание учиться?
Встречались ли вам такие учителя? Делали ли вы такие же ошибки?
Табл.7 Невербальные средства
Кинесика (движения) |
Акустика (слух) |
Проксомика (близость) |
Зрительно воспринимаемые движения, манера поведения человека. |
Слуховое восприятие невербальных индикаторов информации. |
Пространственное расположение коммуникантов (личная территория) |
Универсальные жесты повседневного общения, понятные без слов (знаки приветствия и прощания, привлечения внимания, запрещение или разрешение, согласие или возражения). Жесты, которые органично включаются в контекст речи (размер или –форма предмета). Параллельное употребление слова и жеста Обратите внимание на эту таблицу и указательный жест; Могут быть автономны: не прерывая объяснения материала, учитель делает жест-замечание. |
Интонация. Педагогический голос (между тихо и громко). Логические ударения и паузы. |
1 правило: знание 4 зон пространственной территории. Интимная зона (15-46 см) – нарушение ее воспринимается человеком болезненно. Проникать разрешается матери, ребенку, супругу. Личная зона (46-1,2 м) – расстояние руки, протянутой для рукопожатия. Используется при межличностном общении. Зона социального общения (1,2-3,6 м) – расстояние для делового общения. Общественная зона (3,6 и более) для митингов. 2 правило: всегда лицом к лицу во время общения, видеть глаза ученика, улавливать движение, чтобы вовремя почувствовать нарушение контакта. 3 правило: передвижение минимально и главное ситуативно оправданное. |
Вопросы для самоконтроля
Раскройте значение общения в жизни человека.
Дайте сравнительную характеристику педагогического воздействия и взаимодействия.
В чем, на ваш взгляд, заключаются объективные и субъективные факторы, осложняющие педагогическое общение?
Как взаимосвязаны между собой методы, приемы, средства педагогического взаимодействия?
Каковы условия выбора конкретного метода, приема, средства?
Самостоятельная работа студентов
Цель: овладеть разными приемами логической обработки текста.
Форма контроля – проверка письменных заданий, выступление на занятие.
Время на СРС – 1 час.
Практическая работа
Познавательно о обучении:
Особенности проведения занятий после заболеваний сердечно - сосудистой системы
При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности ...
Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности
учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...
Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном
учреждении
Не многим интернатным учреждениям удается преодолеть факторы, травмирующие воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослых; нарушенность важных для р ...