Принципы педагогического взаимодействия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Принципы педагогического взаимодействия

Страница 7

Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Рассмотрите невербальные средства общения с помощью таблицы 7.

Как вам сейчас могут пригодиться знания методов, приемов, средств педагогического воздействия и взаимодействия.

Опираясь на вредные советы Г. Остера, составьте рекомендации для учителей «Как не нужно общаться с учениками» (методом от противного).

Как вы думаете, насколько эффективен такой учитель в жизни? Почему у детей может пропасть интерес, желание учиться?

Встречались ли вам такие учителя? Делали ли вы такие же ошибки?

Табл.7 Невербальные средства

Кинесика (движения)

Акустика (слух)

Проксомика (близость)

Зрительно воспринимаемые движения, манера поведения человека.

Слуховое восприятие невербальных индикаторов информации.

Пространственное расположение коммуникантов (личная территория)

Универсальные жесты повседневного общения, понятные без слов (знаки приветствия и прощания, привлечения внимания, запрещение или разрешение, согласие или возражения).

Жесты, которые органично включаются в контекст речи (размер или –форма предмета).

Параллельное употребление слова и жеста

Обратите внимание на эту таблицу и указательный жест;

Могут быть автономны: не прерывая объяснения материала, учитель делает жест-замечание.

Интонация.

Педагогический голос (между тихо и громко).

Логические ударения и паузы.

1 правило: знание 4 зон пространственной территории.

Интимная зона (15-46 см) – нарушение ее воспринимается человеком болезненно. Проникать разрешается матери, ребенку, супругу.

Личная зона (46-1,2 м) – расстояние руки, протянутой для рукопожатия. Используется при межличностном общении.

Зона социального общения (1,2-3,6 м) – расстояние для делового общения.

Общественная зона (3,6 и более) для митингов.

2 правило: всегда лицом к лицу во время общения, видеть глаза ученика, улавливать движение, чтобы вовремя почувствовать нарушение контакта.

3 правило: передвижение минимально и главное ситуативно оправданное.

Вопросы для самоконтроля

Раскройте значение общения в жизни человека.

Дайте сравнительную характеристику педагогического воздействия и взаимодействия.

В чем, на ваш взгляд, заключаются объективные и субъективные факторы, осложняющие педагогическое общение?

Как взаимосвязаны между собой методы, приемы, средства педагогического взаимодействия?

Каковы условия выбора конкретного метода, приема, средства?

Самостоятельная работа студентов

Цель: овладеть разными приемами логической обработки текста.

Форма контроля – проверка письменных заданий, выступление на занятие.

Время на СРС – 1 час.

Практическая работа

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Познавательно о обучении:

Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...

Специфика деятельности ПМПК, при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследо ...

Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эм ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru