Принципы педагогического взаимодействия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Принципы педагогического взаимодействия

Страница 7

Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Рассмотрите невербальные средства общения с помощью таблицы 7.

Как вам сейчас могут пригодиться знания методов, приемов, средств педагогического воздействия и взаимодействия.

Опираясь на вредные советы Г. Остера, составьте рекомендации для учителей «Как не нужно общаться с учениками» (методом от противного).

Как вы думаете, насколько эффективен такой учитель в жизни? Почему у детей может пропасть интерес, желание учиться?

Встречались ли вам такие учителя? Делали ли вы такие же ошибки?

Табл.7 Невербальные средства

Кинесика (движения)

Акустика (слух)

Проксомика (близость)

Зрительно воспринимаемые движения, манера поведения человека.

Слуховое восприятие невербальных индикаторов информации.

Пространственное расположение коммуникантов (личная территория)

Универсальные жесты повседневного общения, понятные без слов (знаки приветствия и прощания, привлечения внимания, запрещение или разрешение, согласие или возражения).

Жесты, которые органично включаются в контекст речи (размер или –форма предмета).

Параллельное употребление слова и жеста

Обратите внимание на эту таблицу и указательный жест;

Могут быть автономны: не прерывая объяснения материала, учитель делает жест-замечание.

Интонация.

Педагогический голос (между тихо и громко).

Логические ударения и паузы.

1 правило: знание 4 зон пространственной территории.

Интимная зона (15-46 см) – нарушение ее воспринимается человеком болезненно. Проникать разрешается матери, ребенку, супругу.

Личная зона (46-1,2 м) – расстояние руки, протянутой для рукопожатия. Используется при межличностном общении.

Зона социального общения (1,2-3,6 м) – расстояние для делового общения.

Общественная зона (3,6 и более) для митингов.

2 правило: всегда лицом к лицу во время общения, видеть глаза ученика, улавливать движение, чтобы вовремя почувствовать нарушение контакта.

3 правило: передвижение минимально и главное ситуативно оправданное.

Вопросы для самоконтроля

Раскройте значение общения в жизни человека.

Дайте сравнительную характеристику педагогического воздействия и взаимодействия.

В чем, на ваш взгляд, заключаются объективные и субъективные факторы, осложняющие педагогическое общение?

Как взаимосвязаны между собой методы, приемы, средства педагогического взаимодействия?

Каковы условия выбора конкретного метода, приема, средства?

Самостоятельная работа студентов

Цель: овладеть разными приемами логической обработки текста.

Форма контроля – проверка письменных заданий, выступление на занятие.

Время на СРС – 1 час.

Практическая работа

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Познавательно о обучении:

Типы социально-досуговых учреждений
(основные) семья, детский сад, учебные заведения семья, парки, средние школы, школы-интренаты, летние лагеря, библиотеки, специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические станции, техникумы, вузы и т.д. культурно-досуговые центры, физкультурно-спортивные комплексы, музыкальные, хореографические, художеств ...

Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе
Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе напра ...

Метод моделирования как средства развития связной речи у старших дошкольников
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, в ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru