Принципы педагогического взаимодействия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Принципы педагогического взаимодействия

Страница 3

Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку, внеклассному занятию (прогностический этап).

Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

Управление общением в педагогическом процессе. Оспорить экспертизу залива оценку залива.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.

Стили общения

В жизни встречается много вариантов общения. Но, как правило, учителя используют или поддерживают тот, который возникает вокруг них стихийно. Хотя вокруг разных учителей в каждом случае возникают свои, специфические варианты, но для каждого из этих педагогов собственные варианты оказываются стереотипными.

Когда же учитель в трудных ситуациях начинает выбирать и менять тип поведения - общения, то он в значительной степени перестает зависеть от произвола случая. Для того чтобы владеть ситуацией, необходимо знать стили общения и уметь ими пользоваться. Через стиль, который выбирает учитель можно увидеть, как у учителя развиты коммуникативные способности, сложившийся характер взаимоотношений с учениками, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.

Психологами и педагогами предложены разные варианты стилей общения.

Стили руководства

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет всякую деятельность группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон. При отсутствии педагога работа в ученическом коллективе замедляется, а то и вовсе прекращается.

Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы. У учеников появляется уверенность в себе. Развивается самоуправление. Нагрузки оптимально распределяются в классе с учетом склонностей и способностей каждого, поощряется активность, развивается инициативность. Основные способы общения у такого учителя: просьба, совет, информация.

Либеральный стиль. Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активность, вопросы рассматриваются формально. Учитель самоустраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.

Стили общения

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. В классе царит общая творческая деятельность.

Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль общения. Он является предпосылкой успешной учебно - воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь деловую направленность.

Общение - диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.

Общение - дистанцирование. Это довольно распространенный стиль общения. Которым пользуются как начинающие учителя, так и опытные. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция, которая ведет к формальным отношениям. Но! Это не значит, что дистанция вообще не должна существовать: она необходима в общей системе отношений ученика и учителя, их совместном творческом процессе, и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

Общение - устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками.

Общение - заигрывание. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать дешевый ложный авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

Стили терминаторного менеджмента (Комаров Е.И.).

«Я один все знаю, все вы неучи». Такой учитель считает, что он все делает хорошо, а все, что делают его коллеги и учащиеся плохо. А когда человека постоянно обвиняют в некомпетентности, он обязательно таким и становится.

«Создатель чехарды в компетентности». Учителя этого типа понимают, что учащиеся по успеваемости делятся на сильных, средних, слабых. Мало того, они знают, кто из ребят к какой категории относится. Но в постоянной спешке этого не учитывают. В результате сильные ученики получают на уроках легкий материал. Слабые, наоборот, не понимают объяснения учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Формы методического контроля в ДОУ
В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Контроль может различаться по времени и содержанию. По времени: предупредительный/опережающий, оперативный/текущий/промежуточный, итоговый. По содержанию: фронтальный/комплексный, тематический, оперативный О ...

Говорение как вид речевой деятельности. Понятие говорения
Основной целью обучения иностранному языку в школе в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом современному человеку, является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Достижение данной цели невозможно ...

Организация деятельности учащихся по формированию геометрической грамотности
Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем варианте класс должен быть подготовлен к наиболее эффективному усвоению демонстрируемого материала. Так же, ка ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru