Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Страница 2

Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации, комфортности в классе.

Узнать о состоянии удовлетворенности человека при общении очень легко. Помогает в этом анализ «пристроек».

В транспорте каждый из нас легко заметит того из сидящих пассажиров, кому скоро выходить. Заметит по его приспособлению к вставанию. А на остановке из всех ожидающих мы сразу выделим тех, для кого подъезжающий автобус оказался с нужным номером маршрута – по тому, как они заранее готовится войти в автобус.

Особый интерес представляют для нас то, как изменяется характер пристроек одного человека к другому или другим. Это зависит о представлении одного человека о своем праве в данный момент именно так воздействовать на другого человека. Если воздействующий ощущает это свое право, то все его пристройки обладают чертами пристройки «сверху», если он ощущает свое бесправие – пристраивается «снизу», в случае «золотой средины» – пристраивается «наравне».

Предложенный П.М. Ершовым критерий различения «пристроек» человека к человеку – сверху, снизу, наравне - прост и понятен в наблюдении, хотя достаточен сложен в обосновании. Почему учитель, ученик, любой человек в данный момент «пристроился» именно «наравне», «сверху» или «снизу» – объяснить бывает трудно. А вот увидеть, узнать эту пристройку - достаточно просто.

«Пристройка сверху» проявляется в распрямлении спины, «увеличении» роста человека, чтобы слова посылать сверху вниз, чтобы послушание, поддакивание, исполнительность того, к кому обращается последователи сами собой. Смело приблизиться, решительно протянуть руку, без спроса взять вещь, похлопать по плечу – и все это с уверенностью, что возражений у партнера быть не может.

«Пристройка снизу» выглядит, как тщательнее приспосабливание говорящего к тому, от кого он ждет ответа. Человек старается занять как можно меньше места, уложиться в самое короткое время, возможность меньше обеспокоить значительного для себя собеседника, чтобы то без труда смог согласиться, выполнить просьбу, помочь.

«Пристройка наравне» узнается по следующим признакам: человек не мобилизовался, не потратил ни одного лишнего усилия при обращении, никак дополнительно не приспосабливался.

Вспомните своих знакомых, друзей, родных, одноклассников, учителей, понаблюдайте за общением людей, определите пристройку. Одинаковы ли они?

«Пристройки» каждой разновидности у любого человека очень разнообразны. Они тонко отражают все изменения и в восприятия человеком своего партнера, и в его отношении к нему, и помогают понять кому в данной ситуации комфортно, а кому не очень, кто понимает уровень изложенного материала, а кто нет.

При организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами». Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребенком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания – сложная задача. Верное преставление о партнере – условие продуктивности всех воздействий. Педагог У.П. Короленко писал: «Когда чувство не находят соответствующего выражения, резко снижается возможность взаимопонимания. Причина? Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных переживаний и читать чужие эмоции. Для педагога это губительно».

Таким образом, эмоциональная идентификация является важнейшим компонентом процесса педагогического общения как перед организацией воздействия, так и после него. Выстраивается следующая структура:

Эмоциональная Педагогическое Эмоциональная Педагогическое

идентификация воздействие идентификация воздействие

Здесь эмоциональная идентификация выступает как элемент опережающий (прогностический) и завершающий (оценочно - уточняющий). Таковы функции эмоциональной идентификации в процессе профессионально-педагогического общения.

Чтобы создать наиболее благоприятный климат, оптимизировать общение можно рекомендовать своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Сюжет ролевой игры «Город звезд»
Сюжет строится на основе административной структуры города, в который попадает Звездный десант. Отряды десанта становятся жителями этого Города, в котором могут жить только люди идущие вперед: добрые, творческие, изобретательные, целеустремленные, стремящиеся найти новое. Директор фестиваля приглаш ...

Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий ...

Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления
Согласно И.А. Лыковой, художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отноше ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru