Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Страница 7

3. Фрейд первым изучил использующиеся человеком защитные механизмы и классифицировал их. Наиболее прямым путем избегания тревоги он назвал вытеснение.

Этот механизм позволяет «забыть», не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Причем это не просто забывание. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано. Иногда, чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз.

Так, преподаватель вуза, неудачно прочитавший публичную лекцию и освистанный аудиторией, может благодаря вытеснению забыть о позорном провале и искренне удивиться, когда через некоторое время кто-то из присутствовавших на лекции напомнит ему о ней. При этом вытеснение происходит неосознанно. Это автоматическая реакция на конкретную конфликтную ситуацию.

Механизм рационализации, или обесценивания, помогает человеку в самых сложных ситуациях сохранить свое «я». Прекрасная иллюстрация к этому механизму - известная песня: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Лишая привлекательности то, что мы потеряли, обесценивая предмет или явление, мы интуитивно стараемся поддерживать свой имидж на достаточно высоком уровне в собственных глазах. Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство, не теряем уверенности в себе.

Рационализация может быть осознанной. В этом случае она облегчает положение человека в обществе, но не ведет к самоуспокоению. Значительно чаще она относится к неосознаваемым психическим состояниям, когда, успокаивая себя, человек, не задумываясь, ухудшает, иногда окарикатуривает объект восприятия.

Рационализация, не изменяя окружающей обстановки, защищает психику личности и, тем самым, облегчает ее адаптацию к конфликтной ситуации. Однако следует иметь в виду, что привычка к систематическим самооправданиям может осложнить жизнь человека, помешать рационально решить стоящую перед ним проблему.

Механизм компенсации играет важнейшую роль в нашей жизни. Учащийся, попавший в положение отверженного в классе (группе), не получающий удовлетворения от общения с учителями и товарищами, ищет поле деятельности, где он сможет добиться успеха, завоевать уважение. Нередко он находит искомое в дворовой компании, в кружке таких же, как он, лишенных внимания окружающих молодых людей, реже в спортивной секции или неорганизованных занятиях спортом. Очень часто в таких случаях его учебные дела идут все хуже и хуже. Компания отвлекает молодого человека от учебы, и старшие напрасно ломают копья, проводя душеспасительные беседы, убеждая юношу изменить образ жизни, круг общения. До тех пор, пока не будет изменена его социальная роль в коллективе, его общественное положение в учебной группе, он будет искать компенсации, стараясь сохранить свое «я», свою самооценку.

Как и рационализация, компенсация иногда применяется сознательно, чаще бессознательно. Только в последнем случае личность не страдает от самобичевания, поддерживает на высоком уровне самоуважение.

Механизм идентификации — это бессознательное, реже осознанное стремление поставить себя на место другого человека, брать пример для идеала. Недисциплинированный, грубый учащийся считает, что у него все данные, чтобы стать офицером-пограничником. Девушка, по отзывам учителей, не обладающая элементарным тактом, не испытывающая желания помочь товарищам, когда они что-либо не понимают, не помогающая матери в воспитании младшего брата и сестры, готовится после школы поступить в педагогический институт. Недостаточно координированный, медлительный подросток мечтает о лаврах на большом ринге, идентифицирует себя с сильнейшим боксером страны.

Механизм проекции, при котором человек приписывает партнеру по общению свои положительные или отрицательные мысли, поступки, качества. В школе нередко руководители и коллеги «помогают» молодому учителю правильно сориентироваться во взаимоотношениях в коллективе класса, группы, подсказывая, кто может нарушить дисциплину, кто мастер подсказки, с кем вообще надо держать ухо востро. И, войдя в аудиторию, молодой учитель особенно внимательно смотрит на потенциальных нарушителей. Вместо того, чтобы увлечь их работой, педантично фиксирует малейшие нарушения установленного порядка. Вспоминает, как он сам относился к нелюбимым учителям и считает, что эти «трудные» подростки также относятся к нему. И нередко видит в обычных шалостях утомленных учебными занятиями и работой школьников грубейшие нарушения порядка, законов морали, покушение на общественные ценности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Познавательно о обучении:

Примеры педагогических инноваций в современной системе образования России
В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности. Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ...

Процесс организации работы педагогов-воспитателей в ДОУ №10
Очень важно правильно организовать работу в дошкольном учреждении. Первостепенным является необходимость формирования понимания проблемы и отношение к данному вопросу как членов педагогического коллектива, так и родителей. Работа началась с тестирования воспитателей. Педагогам были предложены разны ...

Особенности проведения занятий после заболеваний сердечно - сосудистой системы
При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru