Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Страница 7

3. Фрейд первым изучил использующиеся человеком защитные механизмы и классифицировал их. Наиболее прямым путем избегания тревоги он назвал вытеснение.

Этот механизм позволяет «забыть», не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Причем это не просто забывание. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано. Иногда, чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз.

Так, преподаватель вуза, неудачно прочитавший публичную лекцию и освистанный аудиторией, может благодаря вытеснению забыть о позорном провале и искренне удивиться, когда через некоторое время кто-то из присутствовавших на лекции напомнит ему о ней. При этом вытеснение происходит неосознанно. Это автоматическая реакция на конкретную конфликтную ситуацию.

Механизм рационализации, или обесценивания, помогает человеку в самых сложных ситуациях сохранить свое «я». Прекрасная иллюстрация к этому механизму - известная песня: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Лишая привлекательности то, что мы потеряли, обесценивая предмет или явление, мы интуитивно стараемся поддерживать свой имидж на достаточно высоком уровне в собственных глазах. Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство, не теряем уверенности в себе.

Рационализация может быть осознанной. В этом случае она облегчает положение человека в обществе, но не ведет к самоуспокоению. Значительно чаще она относится к неосознаваемым психическим состояниям, когда, успокаивая себя, человек, не задумываясь, ухудшает, иногда окарикатуривает объект восприятия.

Рационализация, не изменяя окружающей обстановки, защищает психику личности и, тем самым, облегчает ее адаптацию к конфликтной ситуации. Однако следует иметь в виду, что привычка к систематическим самооправданиям может осложнить жизнь человека, помешать рационально решить стоящую перед ним проблему.

Механизм компенсации играет важнейшую роль в нашей жизни. Учащийся, попавший в положение отверженного в классе (группе), не получающий удовлетворения от общения с учителями и товарищами, ищет поле деятельности, где он сможет добиться успеха, завоевать уважение. Нередко он находит искомое в дворовой компании, в кружке таких же, как он, лишенных внимания окружающих молодых людей, реже в спортивной секции или неорганизованных занятиях спортом. Очень часто в таких случаях его учебные дела идут все хуже и хуже. Компания отвлекает молодого человека от учебы, и старшие напрасно ломают копья, проводя душеспасительные беседы, убеждая юношу изменить образ жизни, круг общения. До тех пор, пока не будет изменена его социальная роль в коллективе, его общественное положение в учебной группе, он будет искать компенсации, стараясь сохранить свое «я», свою самооценку.

Как и рационализация, компенсация иногда применяется сознательно, чаще бессознательно. Только в последнем случае личность не страдает от самобичевания, поддерживает на высоком уровне самоуважение.

Механизм идентификации — это бессознательное, реже осознанное стремление поставить себя на место другого человека, брать пример для идеала. Недисциплинированный, грубый учащийся считает, что у него все данные, чтобы стать офицером-пограничником. Девушка, по отзывам учителей, не обладающая элементарным тактом, не испытывающая желания помочь товарищам, когда они что-либо не понимают, не помогающая матери в воспитании младшего брата и сестры, готовится после школы поступить в педагогический институт. Недостаточно координированный, медлительный подросток мечтает о лаврах на большом ринге, идентифицирует себя с сильнейшим боксером страны.

Механизм проекции, при котором человек приписывает партнеру по общению свои положительные или отрицательные мысли, поступки, качества. В школе нередко руководители и коллеги «помогают» молодому учителю правильно сориентироваться во взаимоотношениях в коллективе класса, группы, подсказывая, кто может нарушить дисциплину, кто мастер подсказки, с кем вообще надо держать ухо востро. И, войдя в аудиторию, молодой учитель особенно внимательно смотрит на потенциальных нарушителей. Вместо того, чтобы увлечь их работой, педантично фиксирует малейшие нарушения установленного порядка. Вспоминает, как он сам относился к нелюбимым учителям и считает, что эти «трудные» подростки также относятся к нему. И нередко видит в обычных шалостях утомленных учебными занятиями и работой школьников грубейшие нарушения порядка, законов морали, покушение на общественные ценности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Познавательно о обучении:

Роль тренера-преподавателя в работе с семьей
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. На смену авторитета родительской власти прих ...

Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие тво ...

Психологические аспекты развития технологической культуры учащихся
«Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле – и детский сад, и общеобразовательная школа, и все послешкольные образовательные учреждения. Но ведь образование – это ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru