Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

Страница 4

Создание эмоционально-положительного фона на занятиях

Учителю недостаточно владеть арсеналом методов и приемов. Для него очень важно создать эмоционально-положительный фон на занятии, иначе задумка учителя не воплотится в жизнь. А для этого важно не только настроить себя, но и установить психологический контакт с классом.

Психологи выделяют ряд правил, которые помогут создать эмоционально-положительный фон на занятиях. Прочитайте, согласны вы с психологами или нет? Какие советы вы хотели бы убрать, а какие добавить?

Принять все то, что есть в ребенке, как естественное, своеобразное его природе, если это и не соответствует вашим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

Не задавать детям вопросов, на которые знаете ответ (или думаете, что знаете). Искать истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным вам решением, но в итоге всегда стремиться оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощутить радость совместного с ними творчества и открытия.

Ничего не делать просто так. Если вы с детьми, то вы учитель в любой момент времени. Любая ситуация для вас педагогическая. Нужно уметь самому создать ее или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретет в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно нужно помочь ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.

Давать ученику время. Не торопить. Уметь ждать. Примерно каждый второй ребенок по тем или иным причинам не справляется с темпом, требуемым со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть обусловлено разными причинами.

Не внушать отрицательное. «Вот получишь двойку, останешься на второй год», «Вызову родителей». Трудно потом ребенка освободить ребенка от разрушительного влияния таких предостережений. Подобная тактика в общении с ребенком может породить страхи, неуспеваемость, плохое поведение, болезнь, проблему…

Внушать положительное. Несмотря ни на что, все дети хорошие. Поэтому каждый день (урок) начинать радостно, заканчивать мирно.

Быть уверенным. Неуверенность - губительна.

Давать отдых от однообразных внушений. Ребенку нужно время от времени распоряжаться собой полностью, нужна своя доля свободы. Без нее задохнется душа.

Пример – под вопрос. Положительным примером можно накормить так, что потом всю жизнь не излечишь.

Уважать тайну. Остерегаться лобовых вопросов по темам: самочувствия, самооценка, отношение со сверстниками.

Учитывать состояние (физическое, эмоциональное).

Не скупиться на ободряющее слово, улыбку, поощрение.

Никогда не повторять ученику: «Нам некогда обсуждать твою идею».

Удерживаться от лишних замечаний.

Запишите те правила, которые пригодятся вам в педагогической деятельности.

Мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности

Задание 1:

Просмотрите (вспомните) фрагменты из кинофильмов «Доживем до понедельника», «Учитель года», «Республика ШКИД» и ответьте на следующие вопросы:

В чем проявилось мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности?

Что характерно для индивидуального стиля учителя? Что помогает ему в решении практических задач?

Использовали ли учителя приемы, активизирующие познавательную и развивающую деятельность учащихся?

В чем причина успеха или неуспеха разных педагогов?

Задание 2:

Напишите очерк на одну из предложенных тем: «Мастерство классного руководителя», «Мастерство учителя-предметника», «Индивидуальность учителя и его стиль общения».

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение активной познавательной и развивающей деятельности.

Перечислите условия создания активной познавательной и развивающей деятельности.

Где и как можно создавать активную познавательную и развивающую деятельность?

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Методика проведения и результаты экспериментальной работы по апробации основ преобразовательной деятельности учащихся, разработанных на уроках технологии
Цели экспериментальной работы: - провести экспериментальное исследование на развитие политехнических знаний, умений и навыков по разделу «Технология обработки конструкционных материалов»; - провести диагностику усвоения материала; - закрепить полученные знания, умения и навыки. Гипотеза: При обучен ...

Особенности учебной деятельности подростка
Учение для подростка является главным видом деятельности. От того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление как гражданина. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые может и должен использовать педаго ...

За роялем без слез, или я – детский педагог
Татьяна Гальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёх летнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт–Петербурга. Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru