Создание эмоционально-положительного фона на занятиях
Учителю недостаточно владеть арсеналом методов и приемов. Для него очень важно создать эмоционально-положительный фон на занятии, иначе задумка учителя не воплотится в жизнь. А для этого важно не только настроить себя, но и установить психологический контакт с классом.
Психологи выделяют ряд правил, которые помогут создать эмоционально-положительный фон на занятиях. Прочитайте, согласны вы с психологами или нет? Какие советы вы хотели бы убрать, а какие добавить?
Принять все то, что есть в ребенке, как естественное, своеобразное его природе, если это и не соответствует вашим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
Не задавать детям вопросов, на которые знаете ответ (или думаете, что знаете). Искать истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным вам решением, но в итоге всегда стремиться оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощутить радость совместного с ними творчества и открытия.
Ничего не делать просто так. Если вы с детьми, то вы учитель в любой момент времени. Любая ситуация для вас педагогическая. Нужно уметь самому создать ее или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретет в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно нужно помочь ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.
Давать ученику время. Не торопить. Уметь ждать. Примерно каждый второй ребенок по тем или иным причинам не справляется с темпом, требуемым со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть обусловлено разными причинами.
Не внушать отрицательное. «Вот получишь двойку, останешься на второй год», «Вызову родителей». Трудно потом ребенка освободить ребенка от разрушительного влияния таких предостережений. Подобная тактика в общении с ребенком может породить страхи, неуспеваемость, плохое поведение, болезнь, проблему…
Внушать положительное. Несмотря ни на что, все дети хорошие. Поэтому каждый день (урок) начинать радостно, заканчивать мирно.
Быть уверенным. Неуверенность - губительна.
Давать отдых от однообразных внушений. Ребенку нужно время от времени распоряжаться собой полностью, нужна своя доля свободы. Без нее задохнется душа.
Пример – под вопрос. Положительным примером можно накормить так, что потом всю жизнь не излечишь.
Уважать тайну. Остерегаться лобовых вопросов по темам: самочувствия, самооценка, отношение со сверстниками.
Учитывать состояние (физическое, эмоциональное).
Не скупиться на ободряющее слово, улыбку, поощрение.
Никогда не повторять ученику: «Нам некогда обсуждать твою идею».
Удерживаться от лишних замечаний.
Запишите те правила, которые пригодятся вам в педагогической деятельности.
Мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности
Задание 1:
Просмотрите (вспомните) фрагменты из кинофильмов «Доживем до понедельника», «Учитель года», «Республика ШКИД» и ответьте на следующие вопросы:
В чем проявилось мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности?
Что характерно для индивидуального стиля учителя? Что помогает ему в решении практических задач?
Использовали ли учителя приемы, активизирующие познавательную и развивающую деятельность учащихся?
В чем причина успеха или неуспеха разных педагогов?
Задание 2:
Напишите очерк на одну из предложенных тем: «Мастерство классного руководителя», «Мастерство учителя-предметника», «Индивидуальность учителя и его стиль общения».
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение активной познавательной и развивающей деятельности.
Перечислите условия создания активной познавательной и развивающей деятельности.
Где и как можно создавать активную познавательную и развивающую деятельность?
Познавательно о обучении:
Методы коррекции малой подвижности
Выбор методов коррекции определяется задачами воспитания. Так у малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (разные способы бега, прыжков). Малоподвижные дети ...
Разработка план – конспектов уроков по разделу «Интерьер жилого дома»
План-конспект №1 Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов». Тема урока: "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру». Класс: 7. Цели урока: 1. Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2. Вос ...
Методическая служба
Основная цель работы – обеспечение сюжетно-содержательной стороны программы – проведение общелагерных мероприятий, отражающих сюжетно-ролевую направленность лагеря. Второй, не менее важной целью является организация постоянно действующего семинара для вожатых, направленного на помощь вожатым в выбо ...