Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

Страница 2

Почему важно именно в школе привить интерес к умственному труду?

Учитель, прогнозируя взаимодействия с ребенком, может предположить, что вызовет познавательный интерес со стороны ученика, а что нет? Как?

Достаточно ли учителю спланировать урок, спрогнозировать взаимодействие с учениками, подобрать задания, материал, который будет интересен учащимся, для того, чтобы урок был успешен?

Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности

Установление равновесия между потребностями детей и задачами обучения и воспитания - важнейшее условие гуманизации школы, решение которого зависит от того, как учитель сумеет построить работу, направленную на стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности учащихся. Выполнение условия гуманизации школы связано с определенными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Психологи выдвигают три таких требования:

обеспечение «чувства свободного выбора», т.е. осознание детьми учебной задачи как самостоятельно выбранной;

внедрение в педагогический процесс развивающей тенденции: школьник должен преодолевать трудности учебных задач, «работать на грани предельных возможностей»;

предоставление ребенку возможности «радоваться жизни» в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.

Эти требования имеют наиболее важное значение для самочувствия школьника в школе.

С чем связано их выдвижение?

Первое требование - основное условие снятия конфликтности между учителем и учеником. Ш.А. Амонашвили считает, что было бы очень хорошо, если бы ребенок включался в процесс учения, воспитания с таким же желанием, с каким он включается в игру. «Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса. Чтобы ребенок не скучал на уроке, занятии, не отвлекался, чтобы его не приходилось наказывать, учебно-воспитательная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой школьник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.

Второе требование — требование развивающего обучения - также имеет отношение к самочувствию ребенка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперед вместе с классом. И здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей обучения, которую оказывает детям учитель. Не стимулирует развитие ребенка такая помощь, когда педагог, видя затруднения ученика, задает наводящий вопрос и одновременно выражает недовольство его недогадливостью, отсталостью, незнанием. И наоборот, результаты помощи педагога появляются незамедлительно, если он с удовольствием объясняет, советует, как догадаться самому, вселяет уверенность, сопереживает, воодушевляет похвалой, организует сотрудничество между учениками и делает многое другое, что создает «оптимистически-гуманную атмосферу» в коллективе. При такой педагогической помощи каждый ребенок становится готовым преодолевать трудности повышенного уровня, проявлять и развивать свои способности.

Третье требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величайшей ценностью жизнь ребенка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок, внеклассное занятие, с этой точки зрения - продолжение жизни ребенка во всей ее полноте, а не только в познавательной части. Ребенок никогда не расстается с тем, что его огорчает и радует, что он любит, к чему стремится. Он идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Особенности проведения занятий при заболеваниях органов дыхания
При заболеваниях органов дыхания, как правило, наблюдается снижение устойчивости организма к простудным факторам и другим вредным условиям среды. В болезненный процесс вовлекается малый круг кровообращения, сердце. Поэтому часты проявления сердечно-сосудистой недостаточности, ограничивающие примене ...

Цели и задачи обучения и воспитания
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления. Задачи, которые я ставлю перед собой: 1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченн ...

Ведущие приемы научения детей рассказыванию по памяти
Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru