Почему важно именно в школе привить интерес к умственному труду?
Учитель, прогнозируя взаимодействия с ребенком, может предположить, что вызовет познавательный интерес со стороны ученика, а что нет? Как?
Достаточно ли учителю спланировать урок, спрогнозировать взаимодействие с учениками, подобрать задания, материал, который будет интересен учащимся, для того, чтобы урок был успешен?
Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности
Установление равновесия между потребностями детей и задачами обучения и воспитания - важнейшее условие гуманизации школы, решение которого зависит от того, как учитель сумеет построить работу, направленную на стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности учащихся. Выполнение условия гуманизации школы связано с определенными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Психологи выдвигают три таких требования:
обеспечение «чувства свободного выбора», т.е. осознание детьми учебной задачи как самостоятельно выбранной;
внедрение в педагогический процесс развивающей тенденции: школьник должен преодолевать трудности учебных задач, «работать на грани предельных возможностей»;
предоставление ребенку возможности «радоваться жизни» в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.
Эти требования имеют наиболее важное значение для самочувствия школьника в школе.
С чем связано их выдвижение?
Первое требование - основное условие снятия конфликтности между учителем и учеником. Ш.А. Амонашвили считает, что было бы очень хорошо, если бы ребенок включался в процесс учения, воспитания с таким же желанием, с каким он включается в игру. «Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса. Чтобы ребенок не скучал на уроке, занятии, не отвлекался, чтобы его не приходилось наказывать, учебно-воспитательная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой школьник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.
Второе требование — требование развивающего обучения - также имеет отношение к самочувствию ребенка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперед вместе с классом. И здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей обучения, которую оказывает детям учитель. Не стимулирует развитие ребенка такая помощь, когда педагог, видя затруднения ученика, задает наводящий вопрос и одновременно выражает недовольство его недогадливостью, отсталостью, незнанием. И наоборот, результаты помощи педагога появляются незамедлительно, если он с удовольствием объясняет, советует, как догадаться самому, вселяет уверенность, сопереживает, воодушевляет похвалой, организует сотрудничество между учениками и делает многое другое, что создает «оптимистически-гуманную атмосферу» в коллективе. При такой педагогической помощи каждый ребенок становится готовым преодолевать трудности повышенного уровня, проявлять и развивать свои способности.
Третье требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величайшей ценностью жизнь ребенка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок, внеклассное занятие, с этой точки зрения - продолжение жизни ребенка во всей ее полноте, а не только в познавательной части. Ребенок никогда не расстается с тем, что его огорчает и радует, что он любит, к чему стремится. Он идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс.
Познавательно о обучении:
Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста
Сделать обзор научных исследований по теме контрольной работы, охарактеризовать существующие диагностические программы речевого развития у детей дошкольного возраста. Провести исследование одной из сторон детской речи, сделать анализ полученных результатов. Предложить программу коррекции работы с д ...
Методические рекомендации по развитию одаренности в области
художественной деятельности
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...