Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами забавные истории и превращения, когда задачи, уравнения звучат как загадки, а рассказ по истории - как путешествие, учиться ребенку интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения учащегося.
Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш.А. Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют день важным для них смыслом. Поздравить именинника и посвятить ему весь урок или классный час, обменяться мнениями о телепередаче, посоветоваться, что читать вместе на уроке чтения, пошутить, вспомнить веселую историю, провести одну игру вместо другой, запланированной и т. д. - все это и создает непринужденную обстановку в школе.
Рассмотрев важнейшие условие гуманизации школы, которые позволяют стимулировать активную познавательную и развивающую деятельности учащихся в учебной и внеучебной работе, необходимо остановиться на особенностях организации игры учителем.
Организуя перемены, прогулки учитель создает специальную игровую среду, которая время от времени целенаправленно меняется им, в зависимости от настроения ребят, от вида игры (физические или интеллектуальные игры, познавательные, воспитывающие или развивающие, предметные или сюжетные; настольные или уличные и др).
Хорошо, когда учитель играет вместе с детьми, не боится, что это снизит его авторитет. Ведь без участия взрослого знакомая детям игра быстро надоедает, а новые игры школьники не всегда могут сами освоить. Это зависит не только от умения школьника объяснять правила, но и от умения организовать, проконтролировать, грамотно объяснить ошибки, заинтересовать игрой всех ребят и т.д.
Поэтому задача учителя - сформировать у детей интерес к коллективным подвижным играм; продумать, как сделать игру более интересной; организовать школьников для начала игры и на первых порах взять на себя объяснения правил игры; присутствовать самому во время проведения игр, так как получаемые при этом наблюдения помогут правильно определять перспективы в постановке целей и конкретных воспитательных задач в работе как с целым классом, так и с отдельными детьми. Присутствие педагога необходимо еще и потому, что в процессе игры между детьми возникают конфликты, учащиеся могут столкнуться друг с другом, упасть, во всех подобных ситуациях педагог должен разбираться.
Главными звеньями технологии игровой деятельности является подготовка, проведение, анализ. Каждое звено как часть единого целого включает соответственно определенные действия педагога и учащегося по подготовке, проведению и подведению итогов (по анализу) конкретной игры. Проведение игры – это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником игры. Затем сама игра с учетом правил, атрибутов и др. Подведение итогов игры предусматривает коллективный анализ и оценку действия каждого ее участника.
Известный педагог-новатор И.П. Иванов разработал технологию коллективной творческой деятельности (КТД), включающей шесть последовательных и взаимосвязанных этапов:
предварительная работа воспитателей;
коллективное планирование;
коллективная подготовка дела;
проведение КТД;
коллективное подведение итогов;
последствие.
Каждый из этапов, в свою очередь, имеет свой алгоритм совместных действий педагога и воспитанников, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Например, предварительная работа включает следующий порядок действий: выдвижение задач, разработку вариантов дела, обсуждение и выстраивание перспективы возможного КТД.
В современных условиях педагогические коллективы, организуя учебно-воспитательный процесс, создают свои воспитательные системы на основе разработанных концепций, авторских программ развития школы, проектов организации педагогической деятельности с целью стимулирования активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.
Познавательно о обучении:
Особенности онтогенетического и дизонтогенетического развития
речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндог ...
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет. И кажды ...
Понятия воображения его свойства и виды, формирование в онтогенезе
Воображение, пожалуй, одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор до конца не выяснены, несмотря на многочисленные попытки его изучения. Как только ни трактовали, какими - только свойства ни наделяли воображение. Теологи усм ...