Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

Страница 3

Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами забавные истории и превращения, когда задачи, уравнения звучат как загадки, а рассказ по истории - как путешествие, учиться ребенку интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения учащегося.

Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш.А. Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют день важным для них смыслом. Поздравить именинника и посвятить ему весь урок или классный час, обменяться мнениями о телепередаче, посоветоваться, что читать вместе на уроке чтения, пошутить, вспомнить веселую историю, провести одну игру вместо другой, запланированной и т. д. - все это и создает непринужденную обстановку в школе.

Рассмотрев важнейшие условие гуманизации школы, которые позволяют стимулировать активную познавательную и развивающую деятельности учащихся в учебной и внеучебной работе, необходимо остановиться на особенностях организации игры учителем.

Организуя перемены, прогулки учитель создает специальную игровую среду, которая время от времени целенаправленно меняется им, в зависимости от настроения ребят, от вида игры (физические или интеллектуальные игры, познавательные, воспитывающие или развивающие, предметные или сюжетные; настольные или уличные и др).

Хорошо, когда учитель играет вместе с детьми, не боится, что это снизит его авторитет. Ведь без участия взрослого знакомая детям игра быстро надоедает, а новые игры школьники не всегда могут сами освоить. Это зависит не только от умения школьника объяснять правила, но и от умения организовать, проконтролировать, грамотно объяснить ошибки, заинтересовать игрой всех ребят и т.д.

Поэтому задача учителя - сформировать у детей интерес к коллективным подвижным играм; продумать, как сделать игру более интересной; организовать школьников для начала игры и на первых порах взять на себя объяснения правил игры; присутствовать самому во время проведения игр, так как получаемые при этом наблюдения помогут правильно определять перспективы в постановке целей и конкретных воспитательных задач в работе как с целым классом, так и с отдельными детьми. Присутствие педагога необходимо еще и потому, что в процессе игры между детьми возникают конфликты, учащиеся могут столкнуться друг с другом, упасть, во всех подобных ситуациях педагог должен разбираться.

Главными звеньями технологии игровой деятельности является подготовка, проведение, анализ. Каждое звено как часть единого целого включает соответственно определенные действия педагога и учащегося по подготовке, проведению и подведению итогов (по анализу) конкретной игры. Проведение игры – это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником игры. Затем сама игра с учетом правил, атрибутов и др. Подведение итогов игры предусматривает коллективный анализ и оценку действия каждого ее участника.

Известный педагог-новатор И.П. Иванов разработал технологию коллективной творческой деятельности (КТД), включающей шесть последовательных и взаимосвязанных этапов:

предварительная работа воспитателей;

коллективное планирование;

коллективная подготовка дела;

проведение КТД;

коллективное подведение итогов;

последствие.

Каждый из этапов, в свою очередь, имеет свой алгоритм совместных действий педагога и воспитанников, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных целей. Например, предварительная работа включает следующий порядок действий: выдвижение задач, разработку вариантов дела, обсуждение и выстраивание перспективы возможного КТД.

В современных условиях педагогические коллективы, организуя учебно-воспитательный процесс, создают свои воспитательные системы на основе разработанных концепций, авторских программ развития школы, проектов организации педагогической деятельности с целью стимулирования активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Изучение коррекционно-педагогической работы специалистов группы компенсирующей направленности в различных видах деятельности
Непосредственно-образовательная деятельность (физкультурная) Организация и проведение Характеристика программного содержания: Все задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) соответствуют программе группы, уровню развития детей данной группы. Программное содержание насыщено, конкретно ...

Наблюдение как основной метод ознакомления детей среднего дошкольного возраста с природой
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Прав ...

Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте
Всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показали, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем не ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru