Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников

Новая педагогика » Развитие элементов логического мышления посредством игры » Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников

Страница 1

Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.

«Одно из важнейших положений детской психологии – это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребенка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.

Характер деятельности, складывающийся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребенка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень». (Л.А. Венгер)

Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования частей.

Ребенок в возрасте 1 – 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие – то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.

С трехлетним ребенком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это головка». Так же идет рассматривание картинки в книжке – ширмочке: «Это – мишка – медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…»

Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщенным.

Рассматривая с детьми 4 – 5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».

У ребенка создается более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным, связным и цельным.

Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведет к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности» (Сеченов).

«Уши у зайца длинные. Они стоят… Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами…»

Воспитатель обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним все, что мы узнали о зайце…».

Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребенок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.

Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни.

По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Новое экономическое образование 21 века
Реформы в России нуждаются в выработке и развитии нового экономического мышления, в качественном прорыве в уровне экономического образования. Все еще сказываются традиции советского периода, когда экономические исследования и дисциплины были оторваны от мировой науки, а сама экономическая теория ос ...

Трудности социализации детей сирот
В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - поз ...

Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru