Пример: «Мальчик – пальчик»
- Мальчик – пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Литература:
«Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» (Ярославль 2000 г.)
Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.
Организация работы на занятиях.
Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.
Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:
Познавательное развитие – вносится:
- или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подробный анализ);
- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки (например и ) – здесь будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения.
(Используются стихи с описанием свойств предмета)
На развитии речи идет процесс синтеза – составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.
На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе синтеза – сначала мысленного, после – практического соединения частей в одно целое.
То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания (Воспитатель: «Что мы будем делать сначала? Что потом? .» Можно составить вместе с детьми схему – опору последовательности их действий).
На второй неделе для закрепления материала берутся:
Загадки;
Использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;
Словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ)
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.
Занятия делятся на: - познавательные;
- занятия – наблюдения;
- исследовательские;
- закрепляющие.
Используется наглядный материал – картины, карточки с изображением предметов, сами предметы.
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, танграмы, счетные палочки.
На конструирование берутся строительные наборы – настольные, напольные. Вносятся простейшие схемы – чертежи построек. Ведется работа с конструктором.
Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки – стаканчика, палочки и др. так же могут исследоваться свойства предметов – на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков – на рисовании.
В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
Пример: В группе имеется набор резиновых игрушек – Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает» со своими друзьями игру в прядки, то дети охотно помогают ему:
Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?
Дети: Он в шкафу!
(Хрюша забирается на шкаф)
Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!
(Хрюша исправляется)
Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…
Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом
стоит.
Итог: Хрюша – доволен. Дети – тоже. Воспитатель же выполнил поставленную задачу – провел работу по ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на, за, под,…)
Познавательно о обучении:
Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей
с билингвизмом
Особенностью логопедической работы со школьниками-билингвами являлось то, что решение всех задач происходило с учетом принципов изучения русского языка не только как родного языка, но и как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приёмы обучения. В ...
Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ. Приказом министра со ...
Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования
Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспита ...