Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Новая педагогика » Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Страница 2

6. Принцип экологизации содержания.

7. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.

8. Принцип преемственности и новизны в образовании дошкольников и младших школьников- отбор содержания упражнения с учетом преемственности дошкольного и начального экологического содержания, «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка.

Необходимо отметить особенности программируемого упражнения.

1. Упражнение построено с учетом общих диалектических этапов познания: основание – ядро – следствие – общее критическое обоснование. Вопросы этапа «основание» раскрывают материальность понятий, их распространение в природе. В «ядре» представлены модель, образы понятий, их основные существенные свойства (отражение, растворимость, плодородие и др.). Задание этапа «следствие» отражают объяснение данных явлений через их роль в природе, выявление связей и отношений с другими понятиями. «Общие критические истолкования» уточняют объем, расширяют содержание понятия, конкретизируют роль понятия в жизни человека, деятельность по их охране.

2. Познавательная задача упражнения скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом (в процессе выполнения упражнения дети разгадывают загадки, кроссворды и др.)

3. Задания упражнения активизируют разнообразные умственные умения детей в области понятийно – образного мышления (через сравнения, моделирование, установление причинно – следственных связей и отношений между явлениями).

4. Упражнение обладает большими возможностями в проявлении индивидуальности, самостоятельности, творчества детей при составлении рисунков, рассказов и стихов (например, на тему «Как на планете Земля появилась жизнь»).

Остановимся подробнее на содержании программированного упражнения, указывая задания, относящиеся к каждому этапу.

Основанием познания служат следующие задания:

Задание 1.

Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода – В (воздух –ВЗ, почва – П, свет – С):

Дождь, солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.

Задание 2.

Составь рассказ на тему «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуй его.

Ядром познания здесь являются следующие задания:

Задание 3.

Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву?

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.

Ответы к заданию 3 упражнения представлены в виде отдельных рисунков, изображающих образы предметов (явлений), доступные, близкие даже детям, не умеющим еще самостоятельно читать, что способствует подключению эмоционально – чувственного, интуитивно – образного процессов познания.

Задание 4.

Выбери и обозначь соответствующими знаками основные свойства воды (воздуха, почвы, света):

1. Не имеет цвета.

2. Имеет цвет.

3. Перемещается с колоссальной скоростью.

4. Имеет запах.

5. Не имеет запаха.

6. Обладает прямолинейным распространением.

7. Отражается.

8. Имеет форму и цвет.

9. Не имеет формы.

10. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

11. Прозрачность.

12. Преломляется.

13. Обладает текучестью.

14. В его состав входят перегной, вода, воздух, соли.

15. Рассеивается.

16. Обладает плодородием.

17. Растворяет вещества.

18. Сжимаем и упруг.

19. При замерзании расширяется и превращается в лед.

Данное задание выполняют дети, работая, в группах.

К этапу следствия мы отнесли следующие задания:

Задание 5.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...

Результаты опытно-экспериментальной работы по определению возрастных и индивидуальных особенностей, усвоению грамматического строя детей 5-го года жизни
В результате проведения диагностики мы установили, общие уровни сформированности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста: Высокий уровень сформированности грамматической стороны речи показало 15% детей, у этих детей сформированы такие умения, как правильное, последовательн ...

Результаты изучения самостоятельности младших школьников
Заключительным этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение самостоятельной деятельности школьников двух групп. Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников остались без изменений. В ходе наблюдений были получены следую ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru