Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Новая педагогика » Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Страница 2

6. Принцип экологизации содержания.

7. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.

8. Принцип преемственности и новизны в образовании дошкольников и младших школьников- отбор содержания упражнения с учетом преемственности дошкольного и начального экологического содержания, «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка.

Необходимо отметить особенности программируемого упражнения.

1. Упражнение построено с учетом общих диалектических этапов познания: основание – ядро – следствие – общее критическое обоснование. Вопросы этапа «основание» раскрывают материальность понятий, их распространение в природе. В «ядре» представлены модель, образы понятий, их основные существенные свойства (отражение, растворимость, плодородие и др.). Задание этапа «следствие» отражают объяснение данных явлений через их роль в природе, выявление связей и отношений с другими понятиями. «Общие критические истолкования» уточняют объем, расширяют содержание понятия, конкретизируют роль понятия в жизни человека, деятельность по их охране.

2. Познавательная задача упражнения скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом (в процессе выполнения упражнения дети разгадывают загадки, кроссворды и др.)

3. Задания упражнения активизируют разнообразные умственные умения детей в области понятийно – образного мышления (через сравнения, моделирование, установление причинно – следственных связей и отношений между явлениями).

4. Упражнение обладает большими возможностями в проявлении индивидуальности, самостоятельности, творчества детей при составлении рисунков, рассказов и стихов (например, на тему «Как на планете Земля появилась жизнь»).

Остановимся подробнее на содержании программированного упражнения, указывая задания, относящиеся к каждому этапу.

Основанием познания служат следующие задания:

Задание 1.

Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода – В (воздух –ВЗ, почва – П, свет – С):

Дождь, солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.

Задание 2.

Составь рассказ на тему «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуй его.

Ядром познания здесь являются следующие задания:

Задание 3.

Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву?

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.

Ответы к заданию 3 упражнения представлены в виде отдельных рисунков, изображающих образы предметов (явлений), доступные, близкие даже детям, не умеющим еще самостоятельно читать, что способствует подключению эмоционально – чувственного, интуитивно – образного процессов познания.

Задание 4.

Выбери и обозначь соответствующими знаками основные свойства воды (воздуха, почвы, света):

1. Не имеет цвета.

2. Имеет цвет.

3. Перемещается с колоссальной скоростью.

4. Имеет запах.

5. Не имеет запаха.

6. Обладает прямолинейным распространением.

7. Отражается.

8. Имеет форму и цвет.

9. Не имеет формы.

10. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

11. Прозрачность.

12. Преломляется.

13. Обладает текучестью.

14. В его состав входят перегной, вода, воздух, соли.

15. Рассеивается.

16. Обладает плодородием.

17. Растворяет вещества.

18. Сжимаем и упруг.

19. При замерзании расширяется и превращается в лед.

Данное задание выполняют дети, работая, в группах.

К этапу следствия мы отнесли следующие задания:

Задание 5.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие тво ...

Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом
Особенностью логопедической работы со школьниками-билингвами являлось то, что решение всех задач происходило с учетом принципов изучения русского языка не только как родного языка, но и как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приёмы обучения. В ...

Изучение коррекционно-педагогической работы специалистов группы компенсирующей направленности в различных видах деятельности
Непосредственно-образовательная деятельность (физкультурная) Организация и проведение Характеристика программного содержания: Все задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) соответствуют программе группы, уровню развития детей данной группы. Программное содержание насыщено, конкретно ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru