6. Принцип экологизации содержания.
7. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
8. Принцип преемственности и новизны в образовании дошкольников и младших школьников- отбор содержания упражнения с учетом преемственности дошкольного и начального экологического содержания, «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка.
Необходимо отметить особенности программируемого упражнения.
1. Упражнение построено с учетом общих диалектических этапов познания: основание – ядро – следствие – общее критическое обоснование. Вопросы этапа «основание» раскрывают материальность понятий, их распространение в природе. В «ядре» представлены модель, образы понятий, их основные существенные свойства (отражение, растворимость, плодородие и др.). Задание этапа «следствие» отражают объяснение данных явлений через их роль в природе, выявление связей и отношений с другими понятиями. «Общие критические истолкования» уточняют объем, расширяют содержание понятия, конкретизируют роль понятия в жизни человека, деятельность по их охране.
2. Познавательная задача упражнения скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом (в процессе выполнения упражнения дети разгадывают загадки, кроссворды и др.)
3. Задания упражнения активизируют разнообразные умственные умения детей в области понятийно – образного мышления (через сравнения, моделирование, установление причинно – следственных связей и отношений между явлениями).
4. Упражнение обладает большими возможностями в проявлении индивидуальности, самостоятельности, творчества детей при составлении рисунков, рассказов и стихов (например, на тему «Как на планете Земля появилась жизнь»).
Остановимся подробнее на содержании программированного упражнения, указывая задания, относящиеся к каждому этапу.
Основанием познания служат следующие задания:
Задание 1.
Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода – В (воздух –ВЗ, почва – П, свет – С):
Дождь, солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.
Задание 2.
Составь рассказ на тему «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуй его.
Ядром познания здесь являются следующие задания:
Задание 3.
Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву?
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||
| |||||||||
Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.
Ответы к заданию 3 упражнения представлены в виде отдельных рисунков, изображающих образы предметов (явлений), доступные, близкие даже детям, не умеющим еще самостоятельно читать, что способствует подключению эмоционально – чувственного, интуитивно – образного процессов познания.
Задание 4.
Выбери и обозначь соответствующими знаками основные свойства воды (воздуха, почвы, света):
1. Не имеет цвета.
2. Имеет цвет.
3. Перемещается с колоссальной скоростью.
4. Имеет запах.
5. Не имеет запаха.
6. Обладает прямолинейным распространением.
7. Отражается.
8. Имеет форму и цвет.
9. Не имеет формы.
10. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
11. Прозрачность.
12. Преломляется.
13. Обладает текучестью.
14. В его состав входят перегной, вода, воздух, соли.
15. Рассеивается.
16. Обладает плодородием.
17. Растворяет вещества.
18. Сжимаем и упруг.
19. При замерзании расширяется и превращается в лед.
Данное задание выполняют дети, работая, в группах.
К этапу следствия мы отнесли следующие задания:
Задание 5.
Познавательно о обучении:
Подготовка плана электронных учебных материалов
Учебная структура урока – основа для построения плана урока, на основе которого затем готовится рабочий (полноэкранный) сценарий урока. Взятые вместе планы уроков образуют план материалов в целом. Детализированный план урока, как правило, включает в себя следующую информацию: - Диаграмму (блок – сх ...
Анализ результативности реализации модели гражданского воспитания
Анализ реализации модели гражданского воспитания позволил сделать вывод о том, что многие задачи решены и продолжают успешно решаться. Это стало возможным в условиях функционирования гуманистической воспитательной системы, учитывающей возможности учащихся, ориентированной на удовлетворение их разно ...
Цели и задачи обучения и воспитания
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления. Задачи, которые я ставлю перед собой: 1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченн ...