Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Новая педагогика » Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования

Страница 1

В современных условиях социально-экономических изменений, обновления и повышения качества образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно увеличивающийся поток информации – особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности объектов изучения, т.е. развития тех или иных понятий о них.

В изучении данной проблемы мы опираемся на расширенное и уточненное определение категории «понятие», данное Г.Г. Гранатовым: «…понятие – это процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанного с эмоциональными переживаниями». Мы полагаем, что такая трактовка позволяет учесть специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания.

Методологической основой работы является понятийно - деятельностный подход, который предполагает, в частности, широкое использование в обучении понятий в контексте современных развивающих технологий с учетом специфики детского мышления. В русле таких технологий разрабатывается система программированных упражнений.

Любое программированное упражнение ценно тем, что в нем заложена программа спланированного логического хода мысли обучаемого (дошкольника и младшего школьника) с учетом четырех этапов диалектического познания: основание – ядро – следствие – общее критическое обоснование. Наряду с развитием логико – дискурсивной стороны мышления, программированное упражнение развивает интуитивно – образную сторону.

Для развития у детей привычки доверять своей интуиции, для эффективного включения в работу их эмоционально – подсознательной памяти необходимо, чтобы педагог предлагал первое выполнение программированного упражнения производить быстро, не задумываясь, ориентируясь на свое подсознательное чутье, на интуицию. Выстраивая систему работы по развитию понятий, педагог предусматривает повторное выполнение упражнения учащимися на базе сформированных знаний.

Благодатный материал для активизации познавательной деятельности младшего школьника, достижения развивающего эффекта процесса познания дают естественные науки. Их богатый системный и в то же время проблемный, зачастую парадоксальный материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.

Исходя из важности и актуальности изучения естественных наук в активизации познавательной деятельности ребенка, рассмотрим естественно - научные понятия (почва, вода, воздух, свет), знакомство с которыми начинается во втором классе в разделе «Неживая природа и человек», и их развитие в программированном упражнении.

Роль воды, воздуха, почвы, света в земной природе для человека трудно переоценить. Данные понятия, являясь природообразующими и общечеловеческими, всегда играли огромную роль в формировании естественно - научной картины мира.

Одним из важных направлений работы по использованию современных развивающих технологий в обучении дошкольников и младших школьников является развитие у них понятий о воде, воздухе, почве, свете. Значительное место в процессе реализации данного направления отводится самостоятельной работе детей в ходе выполнения творческих заданий, в том числе программированных упражнений.

В качестве исходных принципов построения программированного упражнения, направленного на развитие у старших дошкольников и младших школьников понятий о воздухе, воде, свете, почве, служили следующие:

1. Принцип природосообразности – позволяет строить процесс обучения согласно «первой» природе человека, где доминирует образность, созерцательность интуиция.

2. Принцип культуросообразности – позволяет учесть «вторую» природу человека, определить общую направленность деятельности с учетом социального опыта.

3. Принцип дополнительности. «В характере и в мышлении каждого человека имеются пары противоположных или взаимодополняющих черт (качеств), одновременно яркое или активное проявление которых в естественных или обычных условиях невозможно». Данный принцип позволяет говорить об асимметричной гармонии мыслей и чувств, природосообразного при условии доминирования какой-либо из двух сторон.

4. Принцип интеграции – установления соотношения между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности.

5. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для ребенка актуальных знаний («Расскажи, что ты делаешь и можешь сделать по охране воды, воздуха, почвы, света»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Дифференцированный подход к организации контроля
Как отмечалось ранее, в настоящее время принципиальные изменения в школе связаны с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциации. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям ...

Понятия воображения его свойства и виды, формирование в онтогенезе
Воображение, пожалуй, одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор до конца не выяснены, несмотря на многочисленные попытки его изучения. Как только ни трактовали, какими - только свойства ни наделяли воображение. Теологи усм ...

Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru