Леонард Эйлер

Страница 3

В 1766 году Эйлер возвращается в Петербург, к этому времени у него образовалась катаракта второго, левого глаза – и он перестал видеть. Приехавший с ним из Берлина мальчик-портной, понятия не имевший о математике, писал под его диктовку по-немецки. И Эйлер очень быстро продиктовал ему свои «Элементы алгебры», которые были сразу же переведены П. Иноходцевым и Юдиным на русский язык и вышли в двух томах в 1768 и 1769 гг. под названием «Универсальная арифметика».

Трудно даже перечислить все отрасли науки, в которых весьма успешно трудился Эйлер. Но в первую очередь он был математиком. Его сочинения по механике, физике, астрономии большей частью представляют собой математическую формулировку и математическое решение прикладных проблем.

В последние годы жизни ученый продолжал усердно работать, пользуясь для чтения «глазами старшего сына» и ряда своих учеников: Н. Фусса, М. Головина (племянника М. В. Ломоносова), Ф. Шуберта и других.

В 1783г. ученый стал ощущать головные боли и слабость. 18сентября, беседуя с А.И. Лекселем об открытой недавно планете Уран и ее орбите, он почувствовал себя плохо. Эйлер успел произнести «Я умираю» – и потерял сознание. Он скончался от кровоизлияния в мозг.

По образному выражению французского ученого Кондорсе, «Эйлер перестал жить и вычислять». Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.

Через несколько дней после смерти Эйлера состоялось траурное заседание конференции Академии. В начале 1785года в зале заседаний Академии против президентского кресла был укреплен бюст Эйлера на мраморной колонне. После переезда Президиума Академии наук СССР в Москву, этот бюст этот бюст установлен в одном из московских залов Президиума Академии.

Эйлер привил любовь к математике и своим трем сыновьям. Наиболее способным был старший сын Иоганнн Альбрехт – однако, и он главным образом разрабатывал идеи отца.

Учеными секретарями Санкт-Петербургской Академии наук в течение целого века были потомки и родственники Эйлера.

П. Эйлер – правнук великого математика, Д, Аламбер и Лагранж образовали замечательный математический триумвират конца 18 века. В это время уже жили на свете Лаплас, Лежандр, Монж, Фурье, Пуассон, но они еще ничего не успели сделать для науки. Коши еще не родился. Будущему «королю математики» Карлу Фридриху Гауссу в момент смерти Эйлера едва минуло 6 лет. Правда, о нем говорили, что уже в этом возрасте он «умел считать лучше, чем говорить».

Страницы: 1 2 3 

Познавательно о обучении:

Обмен белков и его нарушения
Белки пищи, поступая в организм, превращаются в пептоны, которые, подвергаясь действию протеолитических ферментов кишечника и поджелудочной железы, расщепляются до аминокислот. Аминокислоты всасываются из кишечника в кровь, поступают в печень, где часть их используется для синтеза белков, часть поп ...

Практическое применение метода проекта на уроках технологии
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В России с 1994 года проводятся международные конференции по технологическому образован ...

Проблема активности личности в обучении
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиальн ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru