Требования к проведению наблюдения

Страница 2

Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты - все это может вызвать сильные эмоции, и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые; могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать к воспитателю. Это может быть призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают.

Дошкольники восприимчивы к ласковому тону, интригующей интонации, поэтому охотно следуют за воспитателем. Это может быть загадка-описание или загадка-действие о предмете наблюдения: "Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте". Воспитатель движением рук изображает рыбку (ее форму, как она плавает). Этого достаточно, чтобы небольшая группа детей пошла за воспитателем к аквариуму. В другой раз воспитатель предлагает показать руками рыбку, ее движения в воде. Или просто говорит: "Дети, подойдите, пожалуйста, -мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза.) Мы уже несколько раз смотрели на наших рыбок, а что мы про них знаем? (Ответы.) Оказывается, мы не все знаем!" Затем воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя - использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Дождавшись высказываний большинства детей, воспитатель реагирует на них: подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы - уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать детей стихами, загадками, играми.

Воспитатель помнит, как трудно им сосредоточиться и работать умственно. Единственное, что может усилить наблюдение, помочь освоении его содержания, - это правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит и 5 содержательного пространства. Это могут быть самые различные простые движения. Например, дети наблюдают за тем, как рыба поедает корм. Воспитатель говорит: "Посмотрите, как она открывает рот и хватает корм. (Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как рыбка ест. (Дети изображают.) Снова посмотрите на нее- это интересно". Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть глаза, открыть их, спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые действия помогают понять содержание наблюдения, облегчают его.

А наблюдая с детьми за тем, как птица сидит на жердочке, как она хватает ее и легко удерживается на ней, воспитатель предлагает детям ухватиться за палку, заранее подготовленную к наблюдению. Просит их подержать ее двумя способами - все пять пальцев вперед, а потом - четыре вперед, один назад. Выясняет, как удобнее держать палку. Предлагает снова посмотреть на птицу, ее лапки, пальцы и объяснить, почему у нее один палец направлен назад, а остальные вперед (у попугая два вперед и два назад). Выясняя, например, на какой жердочке птичке удобнее сидеть в клетке, предлагает детям подержаться сначала за толстую палку, затем за очень тонкую. (Для птицы имеет значение толщина жердочек - ведь она даже спит, сидя на них.) Таким образом, наблюдение, удачно сопряженное с практическими действиями, помогает детям понять гонкие приспособительные механизмы живых существ, облегчает им получение нужной информации.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования
Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспита ...

Подбор упражнений для коррекции низкой двигательной активности
Упражнения с мячом: бросание вверх (без ловли), вдаль; бег за мячиком; скатывание с наклонных поверхностей (горка, желоб, доска) в сочетании с бегом; удары ногой (футбол); прокатывание по полу (резко, с силой) между ног назад и бег за мячом; перебрасывание через голову назад; бросание вниз из полож ...

Современные проблемы в преподавании русского языка
Перед обществом остро стоит проблема создания нормальной духовной среды для развития ребенка. Русский язык относится к тем предметам, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живет ребенок, окружающей его язы ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru