Выбор метода наблюдения за объектами природы с детьми среднего дошкольного возраста

Страница 3

Проводя открытое наблюдение, исследователь обязан дать заверения, что результаты будут достоянием только научной работы, а публикации с упоминанием фамилий будут допущены лишь с разрешения самих занимающихся и преподавателя.

Скрытое наблюдение (или наблюдение "инкогнито"), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую - организационного.

Вопрос об этической стороне дела не является праздным, так как в итоге речь идет об оценке деятельности людей. Даже если она будет положительной и люди никогда не узнают, что за ними велось наблюдение, то и тогда исследователь должен иметь моральное основание для этого. Не случайно некоторые социологи, особенно зарубежные, ставят под сомнение правомочность скрытого наблюдения. Однако вряд ли эти опасения имеют существенные основания для советской науки. В конечном итоге все зависит от цели, которую преследует наблюдатель. Цель любого скрытого наблюдения в нашей действительности определяется общественными интересами, стремлением повысить уровень физической подготовленности населения нашей страны. Подобная установка в равной мере отвечает интересам и наблюдателя, и наблюдаемых. С этих позиций скрытое наблюдение может расцениваться как полноправный вид педагогического наблюдения.

Что касается второй проблемы, то по поводу организации скрытого наблюдения нельзя дать однозначных рекомендаций. Все зависит от задач и конкретных условий учебно-воспитательного процесса. Можно только заметить, что лучшим, но и наиболее трудным в организационном отношении способом скрытого наблюдения является способ одностороннего видения. Для этого создаются специальные комнаты, из которых через стекло наблюдатель может видеть весь зал. Наблюдателя же не будет видеть никто. Подобные комнаты используются в исследованиях социологов и преподавателей общей педагогики. Наиболее доступным способом скрытого наблюдения является наблюдение из окна школы за работой на спортивной площадке.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.

Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.

Однако понятие о непрерывности наблюдения не тождественно представлению б непрерывности времени, в течение которого исследователь ведет наблюдение.

Например, наблюдение за явлением, которое развивалось на протяжении нескольких уроков (предположим, за ходом обучения какому-либо двигательному действию), также является непрерывным. Следовательно, определяющим признаком непрерывного наблюдения является не отсутствие временных перерывов в деятельности исследователя, а прослеживание всех этапов развития того или иного педагогического явления, включая подготовку и последствия определенного периода работы. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии - дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.

В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

С помощью прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому требуют длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отдаленным последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена).

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства
Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас. 1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства 2. Совершенствование педагогической техники Проверка теоретических знаний Педагогическая техника ...

Особенности гражданского воспитания старшеклассников
Гражданское воспитание старшеклассников - целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской культуры. Формирование гражданской культуры тесно связано с воздействием массовой информации и переживанием личного опыта участия в гражда ...

Понятие о принципе наглядности. Исследования по данной проблеме
Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы. Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирован ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru