Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Как утверждает С.А.Минюрова, образное мышление развивается в полной мере, в старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим, переходя от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа, как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве. Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает поэтому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка мышление (умственные интересы), ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка. Дальнейшее развитие мышления происходит в школьном возрасте. Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. Если детский сад не подготовит детей в этом отношении, они испытывают большие трудности, придя в школу, в особенности на первых этапах школьного обучения. Итак, развитие мышление ребенка старшего дошкольного возраста происходит закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются, доминируют эмоциональные компоненты. Так, наглядно-действенное мышление характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении произведений музыки, поэзии, изобразительного творчества. Образное мышление развивается в полной мере и является доминирующим.

Развитие мышления у детей происходит закономерной сменой стадий сложившихся в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает отдельные понятия и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.

В дошкольном возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, производить простейшие умственные операции, гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Эта особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах которые он задаёт взрослым. Психологами обнаружены тенденции в развитии знаний у детей: первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Таким образом, наглядно-образное мышление развивается в полной мере, что является основой для теоретического мышления, для формирования самостоятельной учебной деятельности. Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития, это позволит ему анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

Страницы: 1 2 3 

Познавательно о обучении:

Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет. И кажды ...

Особенности разработки и использования казахстанских образовательных электронных изданий и ресурсов
Разрабатываемые образовательные электронные издания и ресурсы должны удовлетворять комплексу требований, вытекающих из особенностей системы образования Республики Казахстан. В числе таких требований необходимость учета специфики национальной модели и стандартов образования, интеграции ОЭИ, созданны ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru