Болонский процесс в образовании

Страница 3

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата и магистратуры, между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.

4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие изучению общеевропейских проблем.

К Болонской системе в России относятся крайне неоднозначно.

Ректор МГУ Виктор Садовничий:

– Приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада», не более того.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов:

– С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализации и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе, – профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой – в вузах идет сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса: открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе. Это сопротивление – болезненный признак, российская система образования – одна из самых закрытых для потребителей в мире.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

– Применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока нерешенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тысяч евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам.

Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов:

– Полагаю, что в России время теоретизирования на эту тему закончено, пора переходить к практическим действиям и технологиям. Негосударственным вузам, которые в большинстве своём гуманитарные, по сравнению с классическими техническими, военными и медицинскими, будет легче переходить на Болонскую систему. И негосударственный образовательный сектор уже сделал немало шагов на пути к Болонскому процессу. В том числе – Российский новый университет, который стал организатором целого ряда международных конференций, посвященных новой двухуровневой системе образования.

На днях РосНОУ посетил ведущий эксперт по проблемам Болонского процесса в Германии Вольфганг Ройтер. По его словам, Германия не торопится всецело отдаваться Болонскому процессу, предпочитая подход индивидуальный для вузов и достаточно протяженный во времени. А поскольку у российской высшей школы много общего с немецкой, основанной Гумбольдтом, то и России есть смысл применить подобный подход.

Проректор РУДН Александр Ефремов:

– Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения. Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии.

Председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович:

– В Италии, откуда родом Болонская система, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень – колледжи, не окончив которые, невозможно поступить в институты. Нечто подобное придется вводить и в России. Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей.

Декан факультета экономики МГУ Василий Колесов:

– Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

Студент МГИМО Роман Дмитриев:

– Среди достоинств Болонской системы возможность продолжать обучение за рубежом, объездить сразу несколько стран в рамках одной образовательной программы. При этом никто не собирается оплачивать студентам дорогу и питание в чужой стране. Да, существуют специальные скидки и льготы, но и с ними сумма путешествия оказывается непосильной для обычного студента. Средняя стоимость программы обмена – 15–20 тысяч долларов. В принципе мы, студенты, могли бы взять на эти цели банковский кредит, но он далеко не всем по карману.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Анализ причин неудач и трудностей в обучении обследованных детей
Анализируя причины неудач и трудностей в обучении всех обследованных ребят, можно отметить: · снижение «чувства языка»; · языковая интерференция в условиях билингвального обучения. · несформированный внутренний механизм освоения языка ребёнка; · низкий уровень лингвистической одарённости ребёнка; · ...

Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школь ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru