Болонский процесс в образовании

Страница 4

Студентка МГУ Анастасия Макарова:

– Пока в двухступенчатой системе образования я вижу лишь неудобство. Когда мы отучились три года и стали бакалаврами, нам выдали на руки документы и отправили в приемную комиссию магистратуры. Причем при поступлении у нас не было никаких привилегий, экзамены мы сдавали на общих основаниях с иногородними и «переводниками» с других факультетов. Так что прошли далеко не все, и продолжать обучение моей группе пришлось совсем в другом составе.

Некоторые российские вузы готовили бакалавров и магистров еще в начале 1990-х. 27 октября 2007 года вступил в силу закон, согласно которому высшее образование в России будет разделено на две ступени: бакалавриат и магистратуру. О плюсах и минусах новой образовательной модели, проблемах и путях решения говорили 12 декабря 2007 г. участники круглого стола «Повышение качества высшего профессионального образования в свете реализации принципов Болонского процесса и компетентностного подхода», который состоялся в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Соответствие федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения требованиям развития российской экономики, профилизация высшего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка – эти и другие проблемы были вынесены на обсуждение на круглом столе. Его участниками стали представители государственных органов, общественных организаций, академических институтов, работодателей.

«Если мы не войдем в Болонский процесс, мы будем на обочине мирового образовательного пространства», – озвучил позицию Министерства главный советник аппарата Комитета по образованию и науки Госдумы РФ Анатолий Бердашкевич. Однако по-прежнему неразрешен целый ряд проблем. «Цель Болонского процесса – привлечь в Европу как можно больше молодых талантливых людей для обучения и исследований, – считает научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров. – А вместе с людьми туда поедут и деньги, и таким образом Европа достигнет своей цели – догнать доходность американской системы образования, которая пока в полтора раза превышает европейскую. Здесь цель – экономика. Но причем тут Россия?»

Россия, став полноправной участницей Болонского процесса (а это должно произойти уже к 2010 году), получает право выпускать специалистов, диплом которых будет признаваться в Европе. И это рождает риск «утечки мозгов». Немало говорили участники круглого стола и о других минусах реформы. Среди них – риск падения общего уровня образования за счет сокращения срока обучения до 4 лет. «Получается, что мы будем давать знаний на 20% меньше», – сказал Владимир Тихомиров. «Российская высшая школа встречается совсем с иными вызовами, чем остальная Европа, – продолжил он. – В рамках основной цели Болонского процесса – мобильность. Западные учебники нам интересны, но они находятся в электронном виде, для того, чтобы ими пользоваться, надо обладать компьютерными навыками. В России, где уровень компьютерной компетенции очень низок, о мобильности речь не идет».

О проблеме готовности вузов к переходу на новую образовательную модель говорил на круглом столе директор Института информационной безопасности РГГУ Вадим Кравченко: «Двухуровневая система не может внедряться в вузе, который к этому не готов. Например, университет реализовывал подготовку по одной специальности, а еще 9 вошли в направление. В этом случае из фундаментального бакалавра может получится полуспециалист».

Еще одно опасение, высказываемое представителями вузовской общественности, состоит в том, что российский рынок труда не готов воспринимать бакалавров как людей с законченным высшим образованием. «Бакалавры могут эксплуатировать готовые системы, но вряд ли смогут заниматься инновационной деятельностью», – выразил мнение от лица работодателя технический директор ЗАО «ЕС-Лизинг» Борис Позин. С другой стороны, директор по проектам для образования фирмы 1С Павел Гудков настоятельно просил: «Дайте информационной сфере бакалавров!» «Студенты 3–4 курса чаще всего уже работают, – объяснил он свой позицию. – А бакалавриат открывает возможность более быстрого притока кадров в экономику. Особенно в этом нуждается информационная сфера: наша необходимость в кадрах покрыта менее чем на 40%. Мы считаем предпочтительной подготовку универсальных специалистов по 1–2 направлениям бакалавриата и обучение по 10–20 направлениям магистратуры».

По итогам работы круглого стола был подготовлен проект решений круглого стола. Согласно ему обходимо изменение роли УМО, которые должны стать центрами, объединяющими усилия государственных организаций, профессиональных ассоциаций, работодателей, широких кругов общественности в реформировании высшего образования. Также проектом предусмотрена необходимость создания центров анализа компетенций на основе изучения потребностей рынка труда. Целесообразным было названо построение модульной системы обучения, предусматривающей в вариативной части учитывать специализации подготовки бакалавров и магистров. Даже в названии квалификации бакалавров и магистров проект рекомендует указывать название профиля подготовки, например, бакалавр статистики по профилю математические методы в экономике. Учтена проектом и необходимость введения моноподготовки специалистов отдельных профилей направлений ВПО, имеющих уникальное значение для развития науки и практики. Возможностью интенсифицировать самостоятельную работу студентов, согласно проекту, открывает обучение в электронной среде (e-learning).

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики
Начинающим психодиагностам необходимо учитывать, что длительное время интеллект рассматривался как основной показатель одарённости, а тесты, направленные на измерение коэффициента интеллекта, - как основной инструмент для оценки уровня одарённости. Поскольку еще древние римляне считали ум основной ...

Чтение как процесс усвоения
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек ...

Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства
Педагогическое наблюдение и анализ урока (а также и самоанализ) – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в практику современной теории обучения и воспитания учащихся. Анализом учебно-воспитательной деятельности учителя занимаются многие, включая студе ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru