Упражнение «Бабочка»
(разминка перед словарным диктантом).
1. Нарисуйте на доске прямоугольный крест, стрелками задавая направления движения бабочки: вверх, вправо, влево, вниз.
2. Определите начальное местоположение бабочки и предложите ученикам запомнить целостный образ: местоположение бабочки и ее возможные варианты движения.
3. Затем сотрите с доски рисунок (или закройте его одной из створок доски). Попросите детей по очереди вслух называть перемещение бабочки по указанному маршруту, «внутренним зрением» отслеживая все передвижения, которые называют ученики друг за другом.
4. По результатам игры обсудите, КАК ученикам удавалось удерживать информацию в памяти.
Такие задания (упражнения, игры) помогают не только развить внутреннее внимание и визуализацию, но и привести учеников к осознанию того, КАК они создают внутренние образы: в какой степени им удается мысленно представлять цвет, местоположение, форму, ясно видеть образ и т.д. Кроме того, в процессе игры у детей обычно возникает много радостных эмоций, что способствует укреплению позитивного отношения к обучению и повышению мотивации.
В качестве обобщающих (синтезированных, «крупноблочных») могут быть использованы схемы, таблицы, опорные конспекты, которые составляются постепенно, по мере накопления орфографического материала.
Так, в 4-м классе ученик уже освоил достаточно большой объем орфографической информации, связанной с правилами написания мягкого знака в словах. Обобщить данный материал учитель и учащиеся могут следующим образом:
Мягкий знак -
Ь Ь
1) день
, 1) ЧК, ЧН, НЩ, РЩ…,
2) бань
ка, 2) врач
(не 3 скл.),
3) речь
, мышь
(3 скл.), 3) много туч
(не 3 скл.),
4) читаешь
(во 2-м л., ед. ч.), 4) он (что делает?) учитс
я.
5) хочу (что делать
?) учить
ся.
Такое целостное рассмотрение системы употребления мягкого знака в словах позволяет не только обобщить, но и упростить представления школьников о закономерностях использования мягкого знака в словах. Оказывается, что при решении орфографической задачи – писать или не писать мягкий знак после шипящего на конце существительного (речь, врач, много туч) – надо знать не три отдельных правила, а лишь то, что мягкий знак на конце пишется только у существительных 3-го склонения.
Другой пример обобщающей схемы:
Ы и И после шипящих и ц
Жи
-ши
ци
фра огурцы
Но!
цы
ган, цы
плёнок,
цы
почки, цы
ц
Такие обобщающие схемы, таблицы, как показывает практика, успешно «работают» в том случае, если
1) они доступны ученикам, всегда «под рукой»;
2) выстраивая систему орфографической работы, учитель проводит «Неделю мягкого знака» (или – «Неделю безударных гласных в корнях слов», «Неделю безударных гласных Е и И в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов» и под.).
Успех общения (устного и письменного) во многом зависит от того, насколько точно в процессе коммуникации собеседники выражают и оформляют свои мысли. Если в устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, жесты, мимика и другие средства, то в письменной речи решению этой задачи во многом способствуют орфография и пунктуация, которые призваны унифицировать отдельные написания, делать письмо единообразным и устойчивым, обеспечивая тем самым точную передачу и адекватное восприятие письменной речи.
Известно, что степень значимости для коммуникации того или иного, например, орфографического написания может быть различной. Так, написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу менее значимо для коммуникации, а правописание гласных и согласных в корнях слов (леса-лиса, плод-плот) имеет огромное (смыслоразличительное) значение. Однако эта ситуация не отменяет того факта, что при обучении школьников орфографическим и пунктуационным нормам русского языка целесообразно обращать внимание ребят прежде всего на осознание практического смысла орфографических и пунктуационных норм языка, на их жизненное значение (орфографическая коммуникативная деятельность). Иначе говоря – следует осваивать орфографию и пунктуацию под коммуникативным углом зрения или, по образному выражению Голева Н.Д., необходимо «вписать модель орфографической деятельности в общие процессы естественно-коммуникативной деятельности (в ее письменном варианте) ученика». Осознание детьми данного факта позволяет сформировать у них следующее представление: писать надо по правилам не только для того, чтобы стать образованным человеком, не получать плохих отметок, но и для того, чтобы то, что ты пишешь, было понятно другим людям. В современной лингводидактике накоплен интересный опыт в данном направлении, предлагаются разнообразные задания, упражнения, которые относятся не столько к «чистой» орфографии или пунктуации, сколько к правописанию в широком смысле слова. Проведем некоторые примеры орфографических заданий, сформулированные с точки зрения коммуникативной грамматики (из опыта Дубровой Н.В.), которые мы использовали в коррекционной работе с детьми.
Познавательно о обучении:
Методика проведения урока по теме «Обмен веществ»
в ІХ классе общеобразовательной школы
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно -развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащегося Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, ...
Понятие «энергетический» и «пластический» обмен
Организм человека, как и все живые организмы, существует как открытая энергетическая система. Это значит, что организм постоянно теряет вещество в виде достаточно простых химических соединений. Одновременно с этим происходит выведение энергии из организма. Но организм - это устойчивая энергетическа ...
Значение научных исследований
Современный специалист должен обладать глубокими знаниями и конструктивным мышлением. Чтобы стать специалистом, необходимо в совершенстве овладеть методологией научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать сложные вопросы производства, сбыта и управления. Научная подг ...