Нами были определены следующие критерии и показатели:
Первый критерий – усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями было:
умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);
усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.
Второй критерий – усвоение навыков словообразования:
- умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;
- употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Третий критерий – усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис):
- умения употреблять простые предложения.
Формирование грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя речи детской речи. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
1. Изучив научную литературу по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста, узнали, что этой проблемой занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.
2. Изучив программу А. Богуш «Мовленнєвий компонент дошкільної освіти» отметили, что содержанием грамматической компетенции является формирование грамматически правильной речи детей в практической речевой деятельности.
Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном учреждении являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.
3. Для изучения грамматически правильной речи нами были определены критерии и показатели оценивания усвоения детьми грамматического строя родной речи. Опишем их.
Первый критерий – усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями были:
умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
- согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);
- усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.
Второй критерий – усвоение навыков словообразования:
умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;
употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Третий критерий – усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис): - умения употреблять простые предложения;
4. В результате проведения диагностики мы установили, общие уровни сформированности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста:
Познавательно о обучении:
Культурологическая концепция
Культурологический подход к проектированию личностно-ориентированного образования разрабатывается в научной школе, руководимой Е.В. Бондаревской, и состоит в следующем. Его теоретические предпосылки созданы русской классической педагогикой, которая, будучи органической частью духовной культуры обще ...
Приемы составления занимательных заданий
Рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера необходимо положить два существенных свойства понятия «учебная заниматель ...
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского ...