Модель гражданского воспитания

Новая педагогика » Модель гражданского воспитания

Последнее десятилетие XX и начала XXI века для России — время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности — это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Реализация свободной, разумной жизни возможна только через опыт общественной, групповой, личной жизни каждого человека, в том числе и подростка. При всей важности конкретных знаний, приобщения к мировой и отечественной культуре, сама жизнь ребенка в школе должна быть устроена так, чтобы давать ему этот опыт свободы, ответственности и самостоятельности.

Сам стиль школьной жизни, её уклад должен быть толерантным, гуманистическим и демократическим. При этом создание такого уклада невозможно стараниями только педагогов, он должен строиться вместе с родителями и детьми. Необходим опыт управления школьным сообществом, опыт создания правовых норм, приобщение всех участников образовательного процесса к обсуждению проекта школьного закона и его принятие демократическим путем.

Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами — создание в школе демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

• идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу — как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;

• демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;

• превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;

• широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

• создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

• создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;

• учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все-таки недостаточен для формирования социально активной, компетентной личности. Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у детей такие навыки, следует "раздвинуть" стены школы, "включить" школьника в окружающий мир во всем его многообразии.

Несмотря на большую работу, проводимую в школах по гражданскому воспитанию, все еще существует разрыв между усвоением на уроках ценностей демократии, свободы и культуры правовых взаимоотношений и тем, что в жизни школьного сообщества дети, по существу, несмотря на некоторые демократические преобразования, остаются часто в условиях авторитарного режима школьной жизни. Это часто приводит к тому, что приобретаются только информация и знания, сам же опыт жизни противостоит этому, что приводит к разочарованию в ценностях открытого демократического общества, гражданской пассивности, отказу от участия в принятии решений. Школа недостаточно еще влияет на процесс формирования опыта гражданского поведения, опыта толерантности. Процесс становления и развития демократических, гражданских обществ во многом связан с ценностями, целями, особенностями организации образовательного процесса, со стилем взаимоотношений взрослых и детей.

Гражданское воспитание, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование у будущих граждан представления о современных социальных проблемах и путях их решения, должно рассматриваться как средство помощи растущему человеку в решении этих проблем, должно создавать условия для широкой демократизации жизни образовательного учреждения и способствовать воспитанию демократических потребностей учащейся молодежи.

Познавательно о обучении:

Роль тренера-преподавателя в работе с семьей
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. На смену авторитета родительской власти прих ...

Педагогические инструменты цифровых образовательных ресурсов
Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах: - интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны; - мул ...

Роль педагога в организации внеучебной деятельности
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельность. Организация внеучебной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления св ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru