Малышам лучше принять теплые ванны для рук. В ванночки наливается теплая вода, и детям предлагается купать игрушки из мягкого поролона. Неплохо в воду добавить отвары трав: валерианы, пустырника. Хороший эффект дает добавление в воду специальных ароматических масел, обладающих успокаивающим действием: ромашкового, лавандового, мятного. Но об этом лучше посоветоваться с врачом образовательного учреждения. Длительность такой процедуры 8-10 минут, после чего детей укладывают спать. Сон после нее очень крепкий.
Но при этом все режимные моменты должны действовать в комплексе: движение, сон, питание, закаливание.
В процесс активизации эмоциональное состояние детей включаются игры, занятия, сюрпризные моменты и т.д.
Именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности. Игра создает благоприятные условия для проявления физической активности детей. Все это подводит к выводу о том, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно.
Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста.
1. Игры с детьми раннего возраста на накопление эмоций. Цель данной игры - создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.
2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.
5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.
Кроме игровой деятельности активизируют и насыщают эмоциональное состояние ребенка все события и ситуации, которые словно бы «выпадают» из привычного образа жизни.
То есть, с одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой – можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали.
Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности – все это рождает у детей комплекс несвободы и является стрессовым фактором.
Так же для развития эмоционального благополучия детей некоторые ученые разработали занятия писхогимнастики, которые рекомендуют использовать в дошкольных учебных заведениях. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях; контроль ощущений.
Познавательно о обучении:
Результаты изучения самостоятельности младших школьников
Заключительным этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение самостоятельной деятельности школьников двух групп. Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников остались без изменений. В ходе наблюдений были получены следую ...
Основные виды речевых ситуаций и способы их создания
Как известно, «любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание». Ситуация как основа вербального общения представляет собой совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для соверше ...
Возникновение воспитания. Воспитание как
общественное явление
Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда же возникло воспитание? Это не простой вопрос, на который давно пытаются ответить различные отрасли человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнографи ...