Дети 3-го года жизни плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, предпочитают стабильность. Поэтому планировать обстановку помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей).
В этом возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом. Поэтому стоит организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т.к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку). Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими, красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним.
При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.
Эмоционально-развивающая среда группы дошкольного возраста ДОУ в соответствии с задачами эмоционально-чувственного развития ребенка включает.
Большая часть выделенных в таблице зон группы ДОУ достаточно известны воспитателям и методистам. Поэтому, избегая традиционных повторов, остановимся на возможностях центра «песок-вода».
При организации таких игр задача эмоциональной релаксации и снятия психического напряжения как бы вплетена в дидактическую: знакомство детей со свойствами различных материалов, освоение ими представления о величине, форме, развитие мелкой моторики. Другими словами, ребенку предлагаются познавательно-игровые ситуации, но в процессе погружения этих ситуаций – преодоление сопротивления воды, проигрывание эмоционально насыщенных действия – хлопанье по воде, сжатие песка в кулачок и пр. – происходит эмоциональное снятие напряжения, переключение с одного настроения на другое, позитивное или укрепление позитивного состояния.
Работа детей с песком требует определенных условий: оборудование должно располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы детей могли подойти к месту игры с любой стороны. Нужно запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками.
Для игр с песком нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров), грабельки и пр.
Игры с песком: «найди шарик» (закапывание – поиск; сначала можно закапывать на глазах у ребенка, затем так, чтобы он не мог видеть действия взрослого), «печем печенье» (песок должен быть и сухой и влажный – для сравнения), «дорожки» (рисование в песке), «пирамиды» (постройка домиков из песка с водой) и т.д.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, корабликов), черпачки, мячики, набор игрушек «Что плавает–что тонет?», цветные камешки, ракушки и пр.
Игры с водой: «клад» (взрослым на дно «моря», где уже есть игрушки, кладется выбранная «драгоценность», и ребенок должен на ощупь ее найти), «тепло-холодно» (нужны две емкости – с теплой и прохладной водой, плавающие игрушки: утята, рыбки, кораблики, пингвины и пр. Ребенку предлагается запустить зверушек-игрушек в то море (теплое или холодное), где они любят плавать), «что как плавает» (самые разные предметы – ложки, скорлупки, пенопласт, дерево, камешек и пр.), «ветер на море гуляет» (помочь кораблику добраться от одного «берега моря» к другому, дуя на него) и т.д.
Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты.
Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
Познавательно о обучении:
Виды и содержание педагогического анализа
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ; целеполагание и планирование; организационная деятельность; контроль и регулирование. Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленн ...
Особенности проведения занятий при заболеваниях
органов дыхания
При заболеваниях органов дыхания, как правило, наблюдается снижение устойчивости организма к простудным факторам и другим вредным условиям среды. В болезненный процесс вовлекается малый круг кровообращения, сердце. Поэтому часты проявления сердечно-сосудистой недостаточности, ограничивающие примене ...
Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то ...