Учебная структура урока – основа для построения плана урока, на основе которого затем готовится рабочий (полноэкранный) сценарий урока. Взятые вместе планы уроков образуют план материалов в целом. Детализированный план урока, как правило, включает в себя следующую информацию:
- Диаграмму (блок – схему) обучающей программы с явным указанием всех сопряжений данного урока с другими частями компьютерного курса;
- Диаграмму (блок – схему) урока с указанием всех его разделов;
- Названия и коды урока и каждого его раздела;
- Цели урока;
- Собственно пункты плана урока;
- Ожидаемую продолжительность урока;
- Удельный вес (значимость) данного урока в системе всех кодов КОП;
- Вводный текст к уроку;
- Способы подачи материала;
- Способы текущего и итогового контроля;
- Заставки (используются, на пример, при входе в программы и выходе из нее);
- Экран регистрации (используется для регистрации нового пользователя);
- Экран меню;
- Информационный экран (используется для представления информации);
- Экран вопросов;
- Транзитный экран;
- Экран упражнений;
Типовые экраны нужны и разработчику, и обучаемому. Первому они упрощают и стандартизируют процесс разработки. Второму они позволяют легче ориентироваться в материале, действовать по умолчанию. Обучаемые должны концентрироваться на содержании учебных материалов, а не на работе с ними. Хорошо разработанный интерфейс прозрачен для обучаемых, не отвлекает их внимания. Если на вопрос: «В какой точке произошло ветвление обучающей программы?» - обучаемый отвечает: «Я не заметил никаких ветвлений», - значит, интерфейс ему действительно не мешает. Выбрав типовые экраны, не старайтесь их разнообразить. Они должны отличаться друг от друга лишь содержанием информации.
Инструментальные пакеты обычно предлагают разработчику готовые наборы (варианты) типовых экранов. Одновременно они представляют средства для их изменения или подготовки собственных экранов.
Разработка учебного интерфейса – большая самостоятельная область, которую желательно осваивать на практике. Когда вы начнете разрабатывать свои типовые экраны, постарайтесь учитывать следующие соображения.
Элементы экрана не должны «накладываться» друг на друга. Такая опасность возникает, например, при использовании «всплывающих подсказок». Обучаемый должен всегда видеть все составляющие экрана. Это в первую очередь касается навигационных элементов.
Важной составляющей оформления экрана является цветовая гамма. Рекомендуется подготовить первый прототип и поработать с ним некоторое время. Некоторые цветовые сочетания могут выглядеть весьма привлекательно, но начинают раздражать при продолжительной работе. Рекомендуется провести экспериментальное обучение с новой цветовой гаммой в течении 10-15 минут, прежде чем принять её в работу.
Есть немало общих рекомендаций по использованию цветовых сочетаний. Например:
- Используйте «холодные» тона (например, желтый или синий) в качестве фона.
- Старайтесь избегать «горячих» тонов (красный или зеленый). Они годятся только для аварийных сообщений и т.п.
В «Справочнике WEB-дизайнера» можно найти детальные рекомендации по выбору цветовой гаммы. Немало полезной информации и специальных инструментов для подбора цветовых сочетаний можно найти в Интернете (www.design.ru/tema/top10/right_colors.html и т.п.)
При обработке ответов учащихся обязательно предусматривайте реакцию на все мыслимые действия обучаемых. При первом неверном ответе не спешите с оценкой, дайте возможность учащемуся сделать еще одну попытку. Хорошим средством обратной связи может служить звуковой сигнал. Чудной звук (например, «Кар-р-р-!!!»)с в ответ на неверное действие лучше информирует ученика, чем пространственное объяснение.
Старайтесь ограничивать время работы обучаемого с учебной информацией на экране. Текст и др. учебная информация должны оставаться на экране до тех пор, обучаемый не подтвердит, что он закончил с ним знакомиться.
Познавательно о обучении:
Подбор упражнений для коррекции низкой двигательной активности
Упражнения с мячом: бросание вверх (без ловли), вдаль; бег за мячиком; скатывание с наклонных поверхностей (горка, желоб, доска) в сочетании с бегом; удары ногой (футбол); прокатывание по полу (резко, с силой) между ног назад и бег за мячом; перебрасывание через голову назад; бросание вниз из полож ...
Система требований, предъявляемых к качеству средств ИКТ для формирования
геометрической компетентности
Эффективный инструмент оценки качества компьютерных учебных материалов необходим как разработчикам, так и конечным пользователям программных продуктов. На сегодняшний день необходима отработка механизма экспертной оценки (подготовка экспертов, организация экспертных советов и др.), позволяющая созд ...
Методические рекомендации по развитию одаренности в области
художественной деятельности
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...