Кооперативность, которая представляет собой позитивную взаимозависимость, индивидуальную ответственность, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности повышается интерес друг к другу, симпатии, товарищеские связи. Все это объединяет детей и создает большие возможности для формирования коллективистских отношений.
Комплексность. Педагогически организованная игра выполняет двуединую комплексность: первую в организации воспитательного процесса, вторую– в формировании личности. Игра может быть носителем содержания, выступать средством, методом, формой работы с детьми и является собственно деятельностью младших школьников. Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Игра и есть практика развития. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога, а в частности сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра– это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал (во время игры ребенок выступает инициатором, проявляет креативные способности). Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.
Программа предназначена для учащихся с 1 по 4 классы общеобразовательной школы. При составлении программы мы опирались на следующие принципы и обосновали их эффективность.
- Принцип региональной направленности: место, в котором живут дети, имеет большое значение для их социального и культурного развития. Для нашего исследования данный принцип является важным. Экспериментальная работа осуществлялась в городе Краснослободска (с населением около 150 тыс.), в котором имеется небольшой краеведческий музей, Дом детского творчества, два памятника, посвященные воинам Великой Отечественной войны, музыкальная, художественная и спортивная школы, районная центральная библиотека. Этот город, отдаленный от крупных культурных центров Республики Мордовия.
- Принцип открытого пространства: младшие школьники из общеобразовательной школы обладают более широким кругом общения, являются субъектом различных отношений между членами семьи, а по дороге в школу могут наблюдать за окружающим миром (природа, городской транспорт, люди, животные, здания и т.д.). В отличие от них дети из школы-интерната постоянно находятся в здании учреждения, люди и предметы окружение ребёнка почти не изменяются. После окончания занятий они посещают находящиеся здесь же кружки. Опора на этот принцип позволяет постепенно расширить круг общения, знаний, опыта в практической деятельности, обеспечивает формирование социально-эстетических чувств.
- Принцип взаимосвязи учебной и внеклассной деятельности: позволяет младшим школьникам использовать полученные знания на уроке, применять во внеклассной деятельности, и, наоборот, полученные знания во внеклассной деятельности можно применять на уроке.
- Принцип разумного сочетания индивидуальной и коллективной деятельности: детям из школы-интерната характерно выполнение задания индивидуально. Художественная коллективная деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка. В коллективной деятельности заложено взаимодействие детей: умение выслушивать партнера, договариваться с ним, радоваться достижениям других детей, оказывать им необходимую помощь.
Познавательно о обучении:
Связь творческой деятельности с формированием воображения
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт — это всегда пр ...
Примерная разработка прграммы кружка - как одной из форм организации
внеурочной деятельности
Программа кружка «Умный в квадрате» Программа рассчитана на учащихся 3 классов. Срок реализации программы 1 год. Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуа ...
Формирование гражданского воспитания во внеклассной
работе
Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивиду ...