Контроль знаний в процессе школьного обучения

Новая педагогика » Контроль знаний учащихся по курсу алгебры 7 класса » Контроль знаний в процессе школьного обучения

Страница 4

Оценка и отметка

Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Для учителя важно, как нам кажется, строго различать эти понятия.

Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведёнными этим же учеником в прошлом, то это является личностным способом оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то следует обратиться к нормативному способу. В случае сопоставленного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.

В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.

Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показывал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях и умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем.

Погрешности делят на ошибки и недочёты.

Ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.

Недочётом считается погрешность, которая указывает либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочётам относят также неаккуратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.

Приведённое деление погрешностей на ошибки и недочёты является условным. Размытость границы между ошибкой и недочётом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и умений ученика.

В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Индивидуальный контроль.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает своё задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

Групповой контроль.

При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учеников) и каждой группе даётся проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагаются одинаковые или разные задания.

Групповую форму контроля применяют:

а) при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Познавательно о обучении:

Опасность СМИ для школьников
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия явля­ется в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что скрывается за притяга­тельностью кровожадности и зверского насилия для детей, и ка­кие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойд ...

Сущность понятия «технологическая культура учащихся»
Психологи и философы выделяют пять основных видов деятельности: - познавательная деятельность (ее суть понятна из названия); - ценностно-ориентировочная деятельность. Этот вид деятельности связан с формированием мотивов, ценностных ориентаций, убеждений личности; - преобразовательная деятельность – ...

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru