Оценка и отметка
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Для учителя важно, как нам кажется, строго различать эти понятия.
Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведёнными этим же учеником в прошлом, то это является личностным способом оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то следует обратиться к нормативному способу. В случае сопоставленного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.
В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.
Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показывал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях и умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем.
Погрешности делят на ошибки и недочёты.
Ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.
Недочётом считается погрешность, которая указывает либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочётам относят также неаккуратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.
Приведённое деление погрешностей на ошибки и недочёты является условным. Размытость границы между ошибкой и недочётом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и умений ученика.
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Индивидуальный контроль.
При индивидуальном контроле каждый ученик получает своё задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
Групповой контроль.
При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учеников) и каждой группе даётся проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагаются одинаковые или разные задания.
Групповую форму контроля применяют:
а) при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала;
Познавательно о обучении:
Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном
учреждении
Не многим интернатным учреждениям удается преодолеть факторы, травмирующие воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослых; нарушенность важных для р ...
Болонский процесс в высшей школе
Современная реформа высшего образования закреплена в ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" и в соответствии с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, предполагает три ступени получения высшего профессионального образования: Первая ...
Формы работы с родителями
Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка); Совместные игры – за ...