Контроль знаний в процессе школьного обучения

Новая педагогика » Контроль знаний учащихся по курсу алгебры 7 класса » Контроль знаний в процессе школьного обучения

Страница 6

Укажем приёмы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решения рядов примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обычной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и в старших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех, которые не имеют успехов в математике.

Трудно удержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единственная цель: научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду с изучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному, творческому их применению. Приведём один приём такого обучения. Сразу после того, как учащиеся освоили все этапы алгоритма, им предлагается задача, которая решается по изученному алгоритму, но не самым рациональным способом. Более красивое решение получается, если не следовать алгоритму, а просто проанализировать условия задача и сделать верные выводы.

Отметим ещё несколько приёмов работы учителя в формировании потребности и в самоконтроле при обучении математике.

Давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется.

Почти все упражнения, которые предлагаются ученикам, сформулированы позитивно (найти, доказать). Появились также упражнения другого типа (верно ли, проверить), но их очень мало. И совсем нет упражнений на опровержение утверждений, хотя они чрезвычайно полезны.

Если ученик дал письменное решение задачи (на доске или в тетради) с ошибкой, то в иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки. Если есть возможность дать ему время на нахождение собственной ошибки, то это нужно использовать. Если ошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит.

Класс работает самостоятельно. Выборочно просматривая некоторые решения, учитель видит разнообразные ошибки, наиболее поучительные из них стоит показать всем учащимся класса.

На уроке предложена задача и ответ к ней. У кого-то получится другой ответ. Не стоит спешить с помощью – стоит оказать её только тогда, когда самостоятельные попытки найти ошибку не приводят к положительному результату.

Весьма рискованный, но заслуживающий внимания приём. Учитель берётся с ходу решать достаточно сложную задачу, причём на доске. Если её и удаётся решить, то вряд ли наилучшим способом. Ученики ещё раз убеждаются, что первый вариант решения не всегда является наилучшим. В результате у учащихся начинает формироваться потребность в самоконтроле.

Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения математике является указание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу). Некоторым учащимся в случае трудоёмких заданий вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них ещё не выработаны прочные навыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Познавательно о обучении:

Общая характеристика предмета «Русский язык»
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в на ...

Организация и содержание коррекционной программы по развитию воображения
По итогам диагностики проведенной нами в начале учебного года, мы составили программу для развития творческого и воссоздающего воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели: · развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; · обучение целенаправленному использ ...

Евклидовы «Начала»
В течение двух тысяч лет геометрию узнавали из «Начал» Евклида, либо из учебников, написанных не основе этой книги. Лишь профессиональные математики обращались к трудам других великих греческих геометров: Архимеда, Апполония – и геометров более позднего времени. Классическую геометрию стали называт ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru