Контроль знаний в процессе школьного обучения

Новая педагогика » Контроль знаний учащихся по курсу алгебры 7 класса » Контроль знаний в процессе школьного обучения

Страница 6

Укажем приёмы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решения рядов примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обычной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и в старших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех, которые не имеют успехов в математике.

Трудно удержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единственная цель: научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому наряду с изучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному, творческому их применению. Приведём один приём такого обучения. Сразу после того, как учащиеся освоили все этапы алгоритма, им предлагается задача, которая решается по изученному алгоритму, но не самым рациональным способом. Более красивое решение получается, если не следовать алгоритму, а просто проанализировать условия задача и сделать верные выводы.

Отметим ещё несколько приёмов работы учителя в формировании потребности и в самоконтроле при обучении математике.

Давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется.

Почти все упражнения, которые предлагаются ученикам, сформулированы позитивно (найти, доказать). Появились также упражнения другого типа (верно ли, проверить), но их очень мало. И совсем нет упражнений на опровержение утверждений, хотя они чрезвычайно полезны.

Если ученик дал письменное решение задачи (на доске или в тетради) с ошибкой, то в иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки. Если есть возможность дать ему время на нахождение собственной ошибки, то это нужно использовать. Если ошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит.

Класс работает самостоятельно. Выборочно просматривая некоторые решения, учитель видит разнообразные ошибки, наиболее поучительные из них стоит показать всем учащимся класса.

На уроке предложена задача и ответ к ней. У кого-то получится другой ответ. Не стоит спешить с помощью – стоит оказать её только тогда, когда самостоятельные попытки найти ошибку не приводят к положительному результату.

Весьма рискованный, но заслуживающий внимания приём. Учитель берётся с ходу решать достаточно сложную задачу, причём на доске. Если её и удаётся решить, то вряд ли наилучшим способом. Ученики ещё раз убеждаются, что первый вариант решения не всегда является наилучшим. В результате у учащихся начинает формироваться потребность в самоконтроле.

Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения математике является указание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу). Некоторым учащимся в случае трудоёмких заданий вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них ещё не выработаны прочные навыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Познавательно о обучении:

Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы
В формирующем эксперименте мы работали с испытуемыми дошкольниками. Целью на данном этапе работы являлось – развитие и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр. Цель была реализована через ряд образовательных задач: 1. Подобрать серию ...

Нарушения грамматического строя речи
Как показали исследования многих авторов (В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилов, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева), у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих задани ...

Перспективы работы с родителями
В начале учебного года во всех коллективах объединения центра были проведены родительские собрания. Во всех объединениях имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок "Работа с родителями". В целях повышения компетентности родителей ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru