Безмашинные средства проверки
Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся у доски, проверка учителем тетрадей с домашним заданием, математический диктант, самостоятельная и контрольная работы.
Проверка домашнего задания
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учёта. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего, это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока, и более основательная, выборочная во внеурочное время.
Проверку домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространённые.
У доски готовиться один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.
К доске вызываются все ученики. Приём позволяет экономить время. Это называется уплотнённым опросом.
Однако отметим их недостатки:
1) Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу. Остальным не даётся время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы.
2) Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотнённый опрос затягивается на 15-20 минут, а других учащихся учитель вызвать не может, т.к. они не готовились к ответу.
Кроме таких форм контроля выполнения домашнего задания существуют и другие.
Самопроверка по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение образца и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчёркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.
Математический диктант
Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.
Текст диктанта может быть:
написан на плакате;
спроецирован на доску с помощью кадоскопа;
зачитан учителем.
Существует ещё такая разновидность диктанта, как математический диктант с графической записью ответа.
Приведем методику проведения такого диктанта.
Учитель полностью зачитывает текст, а учащиеся слушают, не делая записей.
Учитель читает текст по фразам, делая паузы от одной до четырёх минут, чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.
Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с небольшими остановками, что даёт учащимся что-то исправить или просто проверить.
Правильные ответы записываются на доске. Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте.
С помощью математического диктанта можно проверить знания учащимися формулировок, определений, свойств, теорем, формул, умения и навыки в их использовании.
Познавательно о обучении:
Модель компьютерного обучения
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. ...
Виды научно-исследовательских работ
Основными видами являются: подготовка обзорного реферата на определенную тему, отдельные исследования в ходе практических и лабораторных работ, при подготовке докладов и выступлений на конференциях и семинарах, разработке отдельных научно-исследовательских вопросов в курсовых и дипломных работах, и ...
Связь творческой деятельности с формированием воображения
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт — это всегда пр ...