Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Страница 4

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

ü отстаивать свое мнение;

ü принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ü ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

ü рецензировать ответы товарищей;

ü оценивать ответы и письменные работы товарищей;

ü заниматься обучением отстающих;

ü объяснять более слабым учащимся непонятные места;

ü находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

ü создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

ü решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Также, при выборе тех или иных методов и форм обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Развитие познавательной активности невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как «потребность, побуждение, влечение…» При этом отмечает, важный показатель – «быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач». Мотив определяет направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.

Так, в старшем школьном возрасте преобладают:

1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Страницы: 1 2 3 4 

Познавательно о обучении:

Болонский процесс в высшей школе
Современная реформа высшего образования закреплена в ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" и в соответствии с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, предполагает три ступени получения высшего профессионального образования: Первая ...

Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства
Педагогическое наблюдение и анализ урока (а также и самоанализ) – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в практику современной теории обучения и воспитания учащихся. Анализом учебно-воспитательной деятельности учителя занимаются многие, включая студе ...

Педагогическая инновация - как научная категория
Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают обще ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru