Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Страница 4

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

ü отстаивать свое мнение;

ü принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ü ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

ü рецензировать ответы товарищей;

ü оценивать ответы и письменные работы товарищей;

ü заниматься обучением отстающих;

ü объяснять более слабым учащимся непонятные места;

ü находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

ü создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

ü решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Также, при выборе тех или иных методов и форм обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Развитие познавательной активности невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как «потребность, побуждение, влечение…» При этом отмечает, важный показатель – «быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач». Мотив определяет направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.

Так, в старшем школьном возрасте преобладают:

1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Страницы: 1 2 3 4 

Познавательно о обучении:

Контроль художественно-эстетического воспитания на музыкальных занятиях
При посещении детских садов, просмотре и анализе музыкальных занятий методист должен проявить большой такт в общении с педагогическим коллективом, но в то же время твердость и знание дела. Обычно, ознакомившись с постановкой музыкального воспитания в детском саду, с занятиями в разных по возрасту г ...

Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий ...

Изучение развития музыкально-творческих способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности
Анализ использования разных видов непосредственно образовательной музыкальной деятельности 1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности — слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре н ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru