Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей». Оптовая продажа арматура 12 цена.

Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Некоторые ученые, понимают познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, «познавательная активность» становится, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения». Именно на этом определении мы и будем опираться в нашей работе.

Анализ литературы показал, что можно выделить следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.

Таблица 1 Компоненты познавательной активности

компоненты

содержание

критерии

характеристики проявления

Эмоциональный

особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания

сила проявления

Нейтральное состояние Умеренное проявление Высокое проявление Очень высокое проявление

Волевой

волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий

стремление, настойчивость, устойчивость (преодоление трудностей)

мобилизация сил концентрация внимания

Мотивационный

мотивы, потребности, установки, интересы, цели, результат

отношение к заданию

скорость усвоения умственных действий (кол-во операций) Активно – творческая Активно – заинтересованная Нейтрально – активная Пассивно – негативная Активно - негативная

Содержательно-операциональный

объем знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить

оптимальность деятельности (скорость и качество выполнения заданий)

включенность в деятельность позиция школьника 1. Самостоятельное включение 2. Включение при дополнительном внешнем стимулировании 3. Отказ от включения

Социальной ориентации

общественная направленность познавательной деятельности

социальная ответственность, осознанность смысла самообразования и самосовер- шенствования

направленность личности 1. Созидательная (на дело) 2.Потребительская (на получение общественного признания, оценки) 3.Утилитарно-прагматическая (на себя)

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Обоснование выбора и применения педагогических средств, используемых в работе
В своей практической работе по коррекции уровня агрессивности школьников я считаю нужным применять и идеальные и материальные средства обучения. Но ведущую роль в настоящее время отвожу все же идеальным средствам в сочетании с оптимальными этой тематике методами обучения. Так в ходе урока технологи ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...

Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru