Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Некоторые ученые, понимают познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, «познавательная активность» становится, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения». Именно на этом определении мы и будем опираться в нашей работе.

Анализ литературы показал, что можно выделить следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.

Таблица 1 Компоненты познавательной активности

компоненты

содержание

критерии

характеристики проявления

Эмоциональный

особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания

сила проявления

Нейтральное состояние Умеренное проявление Высокое проявление Очень высокое проявление

Волевой

волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий

стремление, настойчивость, устойчивость (преодоление трудностей)

мобилизация сил концентрация внимания

Мотивационный

мотивы, потребности, установки, интересы, цели, результат

отношение к заданию

скорость усвоения умственных действий (кол-во операций) Активно – творческая Активно – заинтересованная Нейтрально – активная Пассивно – негативная Активно - негативная

Содержательно-операциональный

объем знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить

оптимальность деятельности (скорость и качество выполнения заданий)

включенность в деятельность позиция школьника 1. Самостоятельное включение 2. Включение при дополнительном внешнем стимулировании 3. Отказ от включения

Социальной ориентации

общественная направленность познавательной деятельности

социальная ответственность, осознанность смысла самообразования и самосовер- шенствования

направленность личности 1. Созидательная (на дело) 2.Потребительская (на получение общественного признания, оценки) 3.Утилитарно-прагматическая (на себя)

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Требования к проведению наблюдения
В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. ...

Цель и задачи воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировка встречается уже у философов и педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель у ...

Содержание логопедической коррекционной работы и методические рекомендации для работы с детьми
Система оказания помощи детям с таким «букетом» трудностей определялась комплексом проблем, стоящими перед этими детьми. Это не только обучение чтению и письму, но и достижение социальной адаптации. Перечисленные трудности обусловлены комплексными причинами дезадаптации этих детей. Это - большой си ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru