Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».
Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Некоторые ученые, понимают познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, «познавательная активность» становится, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения». Именно на этом определении мы и будем опираться в нашей работе.
Анализ литературы показал, что можно выделить следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.
Таблица 1 Компоненты познавательной активности
компоненты |
содержание |
критерии |
характеристики проявления |
Эмоциональный |
особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания |
сила проявления |
Нейтральное состояние Умеренное проявление Высокое проявление Очень высокое проявление |
Волевой |
волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий |
стремление, настойчивость, устойчивость (преодоление трудностей) |
мобилизация сил концентрация внимания |
Мотивационный |
мотивы, потребности, установки, интересы, цели, результат |
отношение к заданию |
скорость усвоения умственных действий (кол-во операций) Активно – творческая Активно – заинтересованная Нейтрально – активная Пассивно – негативная Активно - негативная |
Содержательно-операциональный |
объем знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить |
оптимальность деятельности (скорость и качество выполнения заданий) |
включенность в деятельность позиция школьника 1. Самостоятельное включение 2. Включение при дополнительном внешнем стимулировании 3. Отказ от включения |
Социальной ориентации |
общественная направленность познавательной деятельности |
социальная ответственность, осознанность смысла самообразования и самосовер- шенствования |
направленность личности 1. Созидательная (на дело) 2.Потребительская (на получение общественного признания, оценки) 3.Утилитарно-прагматическая (на себя) |
Познавательно о обучении:
Проблемно-поисковый урок русского языка
Проблема: бедность, невыразительность речи учащихся, низкая грамотность. Концептуальная цель изучения русского языка (согласно рабочей программе по предмету): постижение богатства и значимости русского языка, формирование речевой культуры, повышение уровня грамотности. Тема: Глагол и его употреблен ...
Характеристика подросткового периода
Подростковый возраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной пози ...
Особенности проведения уроков по химии с историческим содержанием
Существуют различные формы организации деятельности учащихся – это внеклассные и факультативные занятия, домашние задания, семинарские занятия и т.д. Основной формой организации учебной деятельности является - урок. Известно множество классификаций уроков: по основному этапу (введение, первичного о ...