Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Новая педагогика » Проектное обучение учащихся старших классов на уроках технологии » Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Страница 2

В образовательных сферах, использующих инфокоммуникационные технологии, метод проектов начал использоваться более 10 лет назад. Но идеи метода проектов восходят к ряду образовательных идей второй половины 19 века. В аналитических исследованиях этот период традиционно связывают с пересмотром теоретических основ образования. Чрезвычайно любопытной представляется причина этого пересмотра - неадекватность уровня развития педагогической мысли и реально существующих образовательных систем.

Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Ряд независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э. Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О. Декроли), в США (Э.Торндайк) и др. привели к близким результатам. Итоги исследований, говоря словами А. Бине, позволили выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы, изучая ее, с математической точностью определить то воспитательное воздействие, которому он должен быть подвержен.

Как явление, под таким названием, метод проектов появился в начале 20 века в сельскохозяйственных школах США. Уже оттуда он был перенесен в общеобразовательные школы. Кроме того, в США в это время появлялись все новые и новые экспериментальные школы, в числе которых были школа Е. Коллингса в штате Миссури, опытные школы в г. Винетке, начальные классы школы им. Линкольна при Колумбийском университете (Нью-Йорк), школа Маргариты Науберг, поименованная сначала Детской, а затем - Уолденской и основанная на педагогических идеях Марии Монтессори, Игровая школа Каролины Пратт и многие другие. При всем разнообразии форм и методов, применяемых в этих школах, можно выделить некоторое общее ядро. Суть его в том, что принципы развивающего обучения созидательной деятельностью, взятые в качестве базовых, фактически предвосхитили идеи проектной культуры и воспитания основ проектного мышления. Девиз и цель этих творческих поисков - "помочь каждому ребенку развить свои личные и общественные склонности", что ориентировало на максимальную индивидуализацию обучения и реализовывало в определенной степени проектные подходы. Интересно посмотреть с современных позиций на три базовых принципа, "три кита" работы Елены Паркхест, преподававшей в школе с совместным обучением в г. Дальтоне:

свобода ребенка;

взаимодействие его с группой детей;

гибкое распределение учебного времени.

Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго декларированного принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. И хотя предметы в этой школе ранжировались как основные и не основные, метод проектов (как тогда его понимали) неуклонно применялся в изучении всех предметов. Последовательное знакомство с примерами использования метода проектов в работе этих учебных заведений позволило выделить значимые для педагогики положительные его стороны:

направленность на индивидуализацию обучения;

активизацию учения;

стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Безусловное, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов в начальной его реализации, выявляет и слабые стороны этого метода:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкал ...

Основные направления модернизации образования
В 2002 году в нашей стране принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации российского образования определена главная задача государственной образовательной политики – обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его ...

Особенности развивающей среды в средней группе. Игра – как ведущий вид деятельности
Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отч ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru