Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Новая педагогика » Проектное обучение учащихся старших классов на уроках технологии » Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Страница 6

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Обратимся к классификации проектов по комплексности и характеру контактов. По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, творческим (декоративно-прикладными), литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Кукла в костюме народов Поволжья середины 19 – начала 20 веков." требует одновременно исторического, этнографического, литературоведческого, культурологического, искусствоведческого и социологического подходов.

Необходимо рассмотреть наиболее распространенную отечественную классификацию проектов, разработанную В.Д. Симоненко по их содержанию. К ним относятся: интеллектуальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов ит.п. Могут быть предложены разработанные программы для ЭВМ, компьютерная графика и т.д. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий – предметов быта, производственных образцов и т.п. При этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, и нестандартным взглядом на существующее положение вещей.

Материальные. Под таковым подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников. По согласованию с учителем к таким проектам можно отнести выполнение эталонных объектов труда, в которые внесены конструктивные усовершенствования, предложены изменения внешнего вида, отделки, обоснованная замена материалов и т.д.

Экологические. В этих проектах может осуществляться экспериментальная оценка воздушно-газовой среды, состояние водоемов и почв, распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся. Во многих школах проводятся урочные и внеурочные мероприятия на которых учащиеся занимаются переработкой вторсырья, дают вторую жизнь вещам. Из рук детей выходят корзины из бумаги и пластиковых бутылок, мягкие игрушки из старых вещей, показы «большой моды», где девочки на подиуме демонстрируют не только сшитую, но и сделанную своими руками одежду из цветочных упаковок, фантиков от конфет, пластиковых бутылок и т.п. Безусловно, подобные акции не могут серьезно повлиять на всемирную экологию, но очень важно привлечь внимание детей к этой проблеме, посеять в их умы разумное и доброе отношение к окружающему нас миру. Чем больше учащихся будут вовлечены в круг таких творческих проектов, тем выше будет продвижение всех в экологической грамотности. Именно молодым приходят в голову идеи проектирования бесприродного технического мира, бескислородной техники (отказ от сжигания угля, нефтепродуктов и газа) и др., сегодня еще не совсем воспринимаем их технологии. Но именно экологическое образование, которое начинается со школьных проектов, подведет к ним общество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Познавательно о обучении:

Структура и виды программы
Программа дисциплины является документом, отражающим содержание дисциплины, который обязателен для выполнения в учебных заведениях профессионального технического образования (ПО). Программы дисциплин бывают следующих видов: - типовые; - рабочие; - авторские. Типовая программа дисциплины представляе ...

Роль масс – медиа в жизни подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ранжированный ряд видов их времяпрепровождения мы попытались выстроить на основе выводов социологов ...

Требования к знаниям и умениям
Это планируемый результат обучения, который предполагает наличие таких компонентов: 1. Основное содержание обучения (то, что необходимо знать) 2. Степень усвоение основного содержания до определенного уровня. Уровни усвоения: 2.1. Воспроизведение. 2.2. Умение работать по образцу (подставлять формул ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru