Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Новая педагогика » Проектное обучение учащихся старших классов на уроках технологии » Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Страница 6

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Обратимся к классификации проектов по комплексности и характеру контактов. По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, творческим (декоративно-прикладными), литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Кукла в костюме народов Поволжья середины 19 – начала 20 веков." требует одновременно исторического, этнографического, литературоведческого, культурологического, искусствоведческого и социологического подходов.

Необходимо рассмотреть наиболее распространенную отечественную классификацию проектов, разработанную В.Д. Симоненко по их содержанию. К ним относятся: интеллектуальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов ит.п. Могут быть предложены разработанные программы для ЭВМ, компьютерная графика и т.д. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий – предметов быта, производственных образцов и т.п. При этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, и нестандартным взглядом на существующее положение вещей.

Материальные. Под таковым подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников. По согласованию с учителем к таким проектам можно отнести выполнение эталонных объектов труда, в которые внесены конструктивные усовершенствования, предложены изменения внешнего вида, отделки, обоснованная замена материалов и т.д.

Экологические. В этих проектах может осуществляться экспериментальная оценка воздушно-газовой среды, состояние водоемов и почв, распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся. Во многих школах проводятся урочные и внеурочные мероприятия на которых учащиеся занимаются переработкой вторсырья, дают вторую жизнь вещам. Из рук детей выходят корзины из бумаги и пластиковых бутылок, мягкие игрушки из старых вещей, показы «большой моды», где девочки на подиуме демонстрируют не только сшитую, но и сделанную своими руками одежду из цветочных упаковок, фантиков от конфет, пластиковых бутылок и т.п. Безусловно, подобные акции не могут серьезно повлиять на всемирную экологию, но очень важно привлечь внимание детей к этой проблеме, посеять в их умы разумное и доброе отношение к окружающему нас миру. Чем больше учащихся будут вовлечены в круг таких творческих проектов, тем выше будет продвижение всех в экологической грамотности. Именно молодым приходят в голову идеи проектирования бесприродного технического мира, бескислородной техники (отказ от сжигания угля, нефтепродуктов и газа) и др., сегодня еще не совсем воспринимаем их технологии. Но именно экологическое образование, которое начинается со школьных проектов, подведет к ним общество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Познавательно о обучении:

Понятие имитационной игры, ее структура, функции, задачи и их классификация
Понятие симуляционная (имитационная) игра нашло свое распространение как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят такие понятия как ролевые игры, конфликтные игры, игры для принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе дело ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...

Обучение старшеклассников работе с текстовым процессором с учетом методов психологического воздействия
Главной особенностью обучения работе с текстовым процессором в старших классах является отсутствие новизны темы. Каждый ученик, так или иначе, уже сталкивался с проблемой создания текстового документа по средствам одного из текстовых процессоров. Как правило, начиная с седьмого-восьмого класса, уча ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru