Деятельность правительства в области женского образования в эпоху Николая I

Новая педагогика » Женское образование в Росcии » Деятельность правительства в области женского образования в эпоху Николая I

Страница 2

Третий период – 1840-е – первая половина 1850-х годов. В ходе этой третьей реформы женских учебных заведений: еще более укрепляются сословные принципы государственной политики в области женского образования; проводится резкое размежевание различных видов или «разрядов» женских учебных заведений; происходит жесткая централизация управления ими, с пресечением их прежней самостоятельности, деятельности на основании различных уставов и положений, с созданием центральных органов управления женской школой, входящей в Ведомство учреждений императрицы Марии. Устав женских учебных заведений 1855 года завершает процесс их длительного реформирования. Основная идея и цель Устава заключалась в том, чтобы законодательно закрепить более чем полувековую практику реализации сословных принципов в женском образовании.

В 1830-х годах правительство предприняло целый ряд карательных мер против частных учебных заведений и домашнего воспитания, которые вылились в широкомасштабные действия по огосударствлению образования. По мнению С.С. Уварова, система государственных школ составляла «главное орудие просвещения и нравственной жизни народа». Она должна была подавить или поглотить и частные учебные заведения, и домашнее образование.

Первым шагом в направлении подчинения домашнего образования надзору правительства стал Высочайший указ Сенату 25 марта 1834 года, в котором Николай I провозглашал: «Во всей империи строго воспрещается принимать в дома дворян, чиновников и купцов иностранцев обоего пола, не получивших аттестатов от русских университетов, учителями, наставниками или гувернерского звания, не имеющих свидетельства о нравственности и поведении . Если это будет нарушено, то ответственность будет падать даже на лицо родителя, принявшего в свой дом иностранца без аттестата».

В 1840 – начале 1850-х годов сословная система женского образования дополняется еще одной специфически сословной структурой – учебными заведениями, предназначенными особо для дочерей духовенства. С начала 1840-х годов появляются первые женские духовные училища, создаваемые под покровительством императорской фамилии, а вскоре – и женские училища в различных епархиях, возникающие на местные средства.

В результате во второй четверти XIX века складываются три основных канала так называемого организованного женского образования (не считая образования домашнего): закрытые женские учебные заведения Ведомства императрицы Марии, женские духовные и епархиальные училища, частные женские пансионы и школы.

Развитие женского образования в России во второй четверти XIX века проходило весьма медленно. За первые 1843–1855 гг. существования училищ для девиц духовного звания было открыто всего 8 училищ. Медленным было и создание женских учебных заведений Мариинского ведомства: в 1828–1853 годах число женских институтов выросло с 14 до 31. Всего же в ведении Главного совета находилось 46 женских учебных и воспитательных заведений.

Страницы: 1 2 

Познавательно о обучении:

Планирование коррекционной воспитательно-образовательной работы с детьми
Перспективный план на Февраль Взаимодействие с педагогами Цель : Создание единого коррекционно-развивающего пространства Взаимодействие с детьми Цель : Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция. Взаимодействие с родителями Цель: Установлен ...

Тематическое планирование изучения темы в курсе алгебры 7 класса
Разработка содержания контроля по теме определяется анализом содержания программы по теме. Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знак ...

Специфика деятельности ПМПК, при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследо ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru