Экспериментальное изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции

Новая педагогика » Изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции » Экспериментальное изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции

Страница 1

Для проверки своего предположения о связи саморегуляции и агрессивности, и анализа особенностей стиля саморегуляции у детей с развитой степенью агрессивности, я использовал Опросник Баса – Дарки «Диагностика состояния агрессии» и Опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения (ССП-98)» (см. приложение 3). Опросник Баса –Дарки предназначен для исследования показателей и форм агрессивности и содержит определения следующих форм агрессии: физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Опросник ССП-98 предназначен для исследования индивидуального стиля саморегуляции, характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики, к которому принято относить типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование и оценивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства – такие как самостоятельность, надежность, гибкость. По результатам теста Баса – Дарки я теоретически разделил учеников на три группы:

с низким уровнем агрессивности;

с умеренным уровнем агрессивности;

с высоким уровнем агрессивности.

Далее я опросил их с помощью методики «ССП-98» и провел сравнение структуры саморегуляции детей с высокой, умеренной и низкой агрессивностью.

Полученные данные я зафиксировал в таблице № 1.

Таблица № 1. Средние значения шкал стиля саморегуляции поведения и общего уровня саморегуляции у учеников с разным уровнем агрессивности.

Шкалы ССП

Уровни

агрессивности

Пл

М

Пр

Ор

Г

С

ОУС

Низкий

4,5

5,6

5,5

5,7

7,2

5,3

27,9

Умеренный

4,8

4,3

5,3

4,2

5,8

6,7

26,4

Высокий

4,9

5,6

4,3

5,5

4,1

7,8

25,0

По данным таблицы видно, что планирование у низко агрессивных учеников ниже, по сравнению с высоко агрессивными на 0,4 балла; моделирование у них совпадает, но отличается от умеренно агрессивных на 1,3 балла; программирование выше на 1,2 балла; оценивание результатов выше на 2,2 балла; гибкость выше на 3,1 балла; самостоятельность ниже на 2,5 балла; общий уровень саморегуляции выше на 2,9 балла. Эти различия четко обозначены на «профиле саморегуляции у учеников с разным уровнем агрессивности». Таким образом, при анализе выяснилось, что в структуре саморегуляции учеников с разной степенью агрессивности наблюдаются значительные отличия в степени развитости отдельных структурных компонентов системы саморегуляции и общего уровня саморегуляции. Это означает, что связь между саморегуляцией и уровнем агрессивности действительно существует. Как показали полученные результаты среднеарифметических значений шкал саморегуляции, учащиеся, с высоким уровнем агрессивности имеют низкий общий уровень саморегуляции, но чем ярче выражена агрессивность – тем выше развитие такого регуляторно - личностного свойства саморегуляции как «самостоятельность» и ниже «гибкость» и процесс «оценивания результатов».

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Использование телепередачи на занятиях
Существенное значение имеет общая психологическая подготовка учащихся к восприятию этого фрагмента, четкое определение цели и задачи предстоящего просмотра. К каждому фрагменту необходимо дать задание: вопросы. Эти задания выполняются после просмотра фрагмента. Вопросы надо задавать устно. Успешнос ...

Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...

План урока деловой игры
«Открытие фирмы» Цели урока: 1.Повторить и закрепить пройденный материал в форме игры. 2.Активизировать изучение и закрепление экономических понятий, определений, терминов. 3.Ознакомиться с процедурой проведения конкурсного отбора, интегрировать знания, полученные на уроках экономики и предпринимат ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru