Примером «обманной» задачи может служить задача:
«Определить вид монотонности функции у = log(3 – 2х)»
Обычно ученики определяют эту функцию как убывающую на своей области определения, так как 0.5 < 1. Но тогда по определению убывающей функции из того, что 1 > 0.5 следует, что у(1) < у(0.5).
Так как у(1) = log (3 – 2∙1) = 0, у(0.5) = log
(3 – 2∙0.5) = -1, то мы получим, что 0 < -1 . Причина такого результата в том, что функция
у = log (3 – 2х) является возрастающей на своей области определения и это можно легко показать. Действительно, рассмотрим произвольные х
и х
из области определения функции, такие. что х
< х
. Тогда
у = log
(3 – 2х
) , у
= log
(3 – 2х
). Рассмотрим разность (у
- у
)
у - у
= log
(3 – 2х
) - log
(3 – 2х
) - log
(
)
Так как х < х
→ 2х
< 2х
→ 3 - х
< 3 - х
→
< 1
→ log(
) >0.
Значит, у - у
> 0, т.е. у
> у
, следовательно у = log
(3 – 2х) – возрастающая функция на своей области определения.
Таким образом, софизмы можно составлять ещё и на основе «обманных » задач.
Итак, при организации работы по рассмотрению софизмов на уроке учитель может использовать как готовые софизмы, так и составлять их сам. В любом случае надо помнить, что чем сильнее разбор софизмов будет связан с темами программы, тем большее педагогическое значение они будут иметь. Но это не значит, что все софизмы могут быть рассмотрены в классе. Для полного выяснения смысла некоторых софизмов требуется значительное время, которым не располагает учитель на уроке. Кроме того, ряд софизмов нуждается в значительных абстракциях, которыми владеют не все ученики. Поэтому, естественно, что ознакомление с отдельными софизмами следует перенести на внеклассные занятия.
Познавательно о обучении:
Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности
учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...
Ведущие приемы научения детей рассказыванию по памяти
Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и ...
Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути
их решения
Стратегические задачи, поставленные перед педагогическими вузами государственной образовательной политикой, отражены в следующих документах: Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2005-2008 гг.; Концепция участия Росси ...