Социальная сфера.
А) Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:
а) Вертикальная мобильность
б) Горизонтальная мобильность
1) изменение профессии
2) переезд из одного города в другой без изменения профессии
3) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер – ведущий инженер)
4) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал начальником цеха)
5) понижение в должности
В) Заполните таблицу «Социальные движения».
Реформаторские |
Регрессивные |
Утопические |
Революционные |
С) Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
«1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, на стоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем «другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных не знакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)
2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем Происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них из бежать этого столкновения последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже социальным действием.
3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей. Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью. <…
Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе как таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. Правда различие здесь с уверенностью провести трудно» (М. Вебер. Избранные произведения)
1) Какие действия, по мнению М. Вебера, можно считать социальными? Сводится ли понятие социального действия к социальной активности?
2) Приведите не менее З примеров социального действия
Политическая сфера.
А) Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой:
а) политический режим, при котором политическая власть допускает ограниченный плюрализм, но отношения с обществом строит в основном на принуждении
б) способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделение граждан достаточно широким кругом прав и свобод
в) политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля за различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом
1) тоталитаризм
2) авторитаризм
3) демократический политический режим
Познавательно о обучении:
Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего
дошкольного возраста
Результаты исследования художественной деятельности. С целью исследования творческого мышления в экспериментальной группе применялся цикл занятий с использованием нетрадиционных методов рисования. Рис.1. Показатели художественной творческой деятельности в экспериментальной группе. Констатирующий эт ...
Подготовка учащихся к изучению нового материала
Усвоение новых знаний по грамматике должно осуществляться с опорой на ранее изученные понятия, сформированные умения. С этой целью учитель может использовать различные приёмы: проверить домашнее задание и связать эту проверку с сообщением новых сведений по теме; провести беседу для актуализации зна ...
Трудности, связанные с интерферирующим влиянием неродного языка
Трудности, связанные с интерферирующим влиянием неродного языка состоят в смешении языковых систем (русского и латышского языков), проявляющемся в ошибках графического изображения букв: искажения, замены, пропуски, неправильное обозначение звука буквой и т. д. Так как обучение русской и латышской г ...