Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:
- фонетическом;
- фонематическом;
- просодическом (умение управлять голосом, правильность и выразительность дикции, умение правильно ставить логическое и синтагматическое ударение, расстановка пауз);
- лексико-грамматическом (преимущественное нарушение морфемного и морфологического анализа, т. е. затруднения в различении частей слова и частей речи, нарушение словоизменения и формоизменения, нарушение связного высказывания, планирования, прогнозирования речи).
- нарушения общения.
Для определения стратегии коррекционно-речевой работы воспитатель прежде всего наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, речевого сопровождения продуктивной деятельности, занятий, игр. Наблюдение даёт возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребёнка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраски.
Важно, чтобы полученные в результате наблюдений данные сопоставлялись со сведениями о речевом развитии ребёнка вне детского сада. С этой целью воспитатель может предложить родным и близким ребёнка ответить на ряд вопросов.
- Каковы отношения ребёнка с другими членами семьи? Кому он отдаёт предпочтение? Не испытывает ли недостатка во внимании к нему, негативного отношения, гиперопеки? Нет ли у ребёнка отрицательного отношения к кому-либо из членов семьи? Кто занимается воспитанием ребёнка?
- Легко ли он контактирует с другими детьми и с взрослыми? Избирателен ли в общении? Каковы, по мнению родителей, его взаимоотношения с другими детьми? Является ли он лидером?
- Использует ли он речевые средства при общении – возгласы, интонацию, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы? Есть ли в диалоге реплики?
- Какие книги и с какого возраста читают ребёнку? Как долго он может слушать чтение? Что его больше интересует – иллюстрации, содержание или то и другое? Есть ли любимые фильмы, пластинки?
- Любит ли ребёнок дома рисовать, лепить, играть с конструктором? Сопровождает ли эту деятельность речевыми средствами? Играет ли самостоятельно? Обращается ли за помощью к взрослым в трудных ситуациях?
- Каковы его эмоциональные проявления: адекватные, сдержанные, безразличные, бурные? Каким образом ребёнок реагирует на новую игрушку? Сопровождаются ли эмоциональные проявления речевыми средствами?
- Каков характер ребёнка – доброжелательный, послушный, ласковый; вспыльчивый, капризный, агрессивный? Как он ведёт себя дома?
- Есть ли у него возможность и потребность в психологической разрядке? Каким образом это проявляется: кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытаясь воспроизвести взволновавшие его ситуации, слушает музыку, рисует, конструирует?
- Есть ли у ребёнка животные, птицы, растения? Как он относится к ним? Как общается, играет с ними?
- Как семья проводит досуг, выходные дни, отпуск?
Ответы родителей дополняют представление педагога о ребёнке, об особенностях его речевого развития.
Наблюдая за поведением ребёнка, взрослый составляет представление, как он разговаривает; какой лексикой пользуется; не остались ли в его словаре элементы автономной, детской речи, свойственной раннему возрасту.
Познавательно о обучении:
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС
второго поколения
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, ...
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского ...
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся. · В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и
ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности ...